Уже полтора десятка лет бедняга Гильермо дель Торо пытается снять кино про Франкенштейна, и все время что-то идет не так. То другие проекты встают на пути, то творческий кризис приветственно машет ладошкой, то сам режиссер в очередной раз меняет концепцию всей работы — творческий человек, ничего не поделаешь. К концу 2022 года Гильермо таки определился: фильму — быть, а покажут его на Netflix.
Классическая готическая литература пользуется небывалым успехом у киноделов со всего мира. На ум в первую очередь приходит снятый Оливером Паркером в 2009 году «Дориан Грей» по мотивам романа Оскара Уайльда, «Обитель проклятых» Брэда Андерсона 2014-го по рассказу Эдгара Аллана По, а про многострадального «Дракулу» Брэма Стокера и говорить нечего. Кто только не пытался его экранизировать — от Фридриха Вильгельма Мурнау до Фрэнсиса Форда Копполы, а совсем скоро компанию им составит Роберт Эггерс — прямо сейчас он работает над лентой «Носферату» с участием великого и ужасного Билла Скарсгарда.
Роман английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» тоже экранизировался не раз. Каноническими являются черно-белое кино Джеймса Уэйла 1931 года и его продолжение «Невеста Франкенштейна» 1935-го, а в 1948 году мир узрел фильм «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» — первую пародийную комедию с участием монстра. Цветное киновоплощение истории чудовища на экранах случилось только в 1974-м: лента «Молодой Франкенштейн» Мела Брукса тоже получилась с налетом комедии, а в «Взводе монстров» (1987) Фреда Деккера чудовище Франкенштейна вместе с группкой подростков пытается остановить захват мира графом Дракулой. В фильме Кеннета Браны 1994 года чудище сыграл Роберт Де Ниро, в «Я, Франкенштейн» (2014) — прекрасный Аарон Экхарт, а в «Викторе Франкенштейне» 2015-го Пола Макгигана сюжет крутится вокруг ученого Виктора и его соратника Игоря, которых воплотили на экране Джеймс МакЭвой и Дэниел Рэдклифф.
Оригинальное произведение Шелли вышло в свет в 1818 году. И если вы тоже думаете, что Франкенштейн — и есть имя чудовища, то вы не правы: это фамилия создавшего его Виктора, а само отродье всегда было безымянным. Сюжет произведения известен. Движимый жаждой экспериментов ученый создает чудовище, которое получилось до бесконечности уродливым — настолько, что испуганный до чертиков Виктор впадает в лихорадку и немедленно бежит из лаборатории. Оживший монстр не понимает, что происходит, и решает скрыться в сарае проживающей неподалеку семьи — наблюдая за людьми, он учится говорить, любить и наконец решается выйти в социум. Общество его не принимает, и чудище намеревается отыскать создателя, отомстить тому за перенесенные страдания и превратить жизнь горе-ученого в ад.
Гильермо дель Торо всегда был фанатом романа Шелли. Неудивительно — имея за плечами такие годные хоррор-проекты, как «Багровый пик», «Мама» и «Страшные истории для рассказа в темноте», а также громкую фантастическую работу «Лабиринт Фавна» и оскароносную «Форму воды», грех не прикоснуться к истории самого известного в популярной культуре чудовища. В первый раз о собственной экранизации романа режиссер заговорил еще в 2008 году, но тогда беднягу с головой накрыло лавиной других проектов.
В конце 2022 года работа над «Франкенштейном» возобновилась. Точного названия кино пока нет, как и прочих подробностей. Главную роль может сыграть Оскар Айзек («Дюна», «Сцены из супружеской жизни») или Даг Джонс («Чем мы заняты в тени», «Бэтмен возвращается») — от кандидатуры Бенедикта Камбербэтча режиссеру, по всей видимости, пришлось отказаться. В 2022 году Netflix состоялась премьера двух проектов Гильермо — анимационной дарк-версии всем известного «Пиноккио» и «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» с участием Эндрю Линкольна и Бена Барнса. Работа над ними закончена, и теперь режиссер со спокойной совестью может погрузиться в создание картины про знаменитого монстра.