Многие женщины чувствуют себя дома как в тюрьме, но так об этом еще никто не говорил. Новый фильм итальянского режиссера Эмануэле Криалезе «Необъятность» уже устроил настоящий фурор на Венецианском кинофестивале в сентябре 2022 года, рассказав историю одной с виду обычной, а все-таки по-своему — как и все таковые — несчастливой семьи.
Действие фильма происходит в Риме 1970-х годов. Фильм рассказывает о семье Боргетти, которая только что переехала в один из многих недавно построенных жилых домов в городе. Несмотря на прекрасный, захватывающий вид на город из их квартиры на верхнем этаже, семья уже не так дружна, как когда-то. Клара (Пенелопа Крус) и Феличе (Винченцо Амато) больше не любят друг друга, но не могут расстаться. Клара находит убежище от одиночества в своих особых отношениях с тремя детьми. Старшая, Адриана (Луана Джулиани), не знакомая ни с кем в новом районе, своим поведением бросает вызов нормам, к которым привыкли ее родители, «натягивая» и без того запутавшиеся семейные узы уже до предела напряжения.
«Вдохновением послужило мое детство и моя история, — сказал Криалезе о фильме. — Я не хотел, чтобы это было автобиографией, и искал хорошую интерпретацию. Я не хотел говорить только о себе, как я стараюсь делать с каждым фильмом, который делаю. Я пытался как-то более широко представить темы, которые меня действительно волнуют, — например, миграция души. Переход из одного состояния в другое».
Криалезе уже снимал фильмы о «тесноте» женской судьбы — на эту же тему он рассуждал в самом известном своем фильме «Дыхание», получившем две статуэтки в Каннах, о женщине, запертой в тюрьме итальянского рыбацкого острова Лампедуза. В «Необъятности» к этой волнующей режиссера теме добавляется и личная для него тема гендерного перехода. «Я думаю, что лучшая часть мужчины — это быть женщиной. Я на самом деле не вижу разницы для себя от того, нахожусь я в одном мире или в другом. Я тот, кто я есть, и я храню в себе обе полярности», — сказал режиссер.
Кстати, не только Криалезе в картине «Необъятность» возвращается к волнующим сердце и излюбленным для себя темам. Пенелопа Крус, например, исполняет в фильме роль, которая, кажется, составляет бóльшую часть ее амплуа, — роль матери.
«Я играла так много матерей. И даже когда я была очень молода, я снялась в семи фильмах, и в пяти из них я играю мать, и он всегда видел во мне мать, и я не думаю, что это совпадение, — сказала она. — У меня очень сильный материнский инстинкт, и я действительно очарована тем, что происходит внутри любой семьи. Вещи случаются повсюду. Разные вещи, но все увлекательные».
Сразу вспоминается ее трогательное признание о жизни со своим мужем, актером Хавьером Бардемом, и их детьми: «Это та жизнь, которую я всегда хотела с тех пор, как была маленькой девочкой. Когда мне было четыре или пять лет, я уже пыталась играть, и персонажами всегда были мамы. Я очень хотела быть матерью, сколько себя помню. Но я сделала это, только когда почувствовала, что пришло время — нужное время, правильный человек». Так что о своей роли в «Необъятности» Крус знает многое, но, к счастью, не все — ведь ее брак очень счастливый.
А еще в «Необъятности» Крус говорит на итальянском — языке, который, по ее словам, она выучила по счастливой случайности.
«Когда мне было восемнадцать или девятнадцать лет, я снималась в итальянских проектах — и выучила итальянский. Мне всегда нравилось изучать иностранные языки, разные акценты. Это настоящая страсть, которая у меня есть, — поделилась актриса. — И чем больше я работаю, тем больше учусь, и это так полезно, когда приходится общаться с другими людьми. Мне очень повезло, что я могу работать с иностранными языками».
Фильм «Необъятность» продюсируют Марио Джанани и Лоренцо Гангаросса для Fremantle's Wildside, а во Франции производством картины занимаются гиганты France 3 Cinéma и Pathé. Сценарий картины совместно с Криалезе создавали Франческа Маньери и Витторио Морони.
Кинотеатральный релиз проекта намечен на январь 2023 года.