Колобок на больших экранах
Конец семидесятых в Америке и Японии был временем игровых автоматов. Компьютеры еще не стали по-настоящему персональными, и даже телевизоры были еще не в каждой семье, так что игровые консоли, которые в те годы уже начали зарождаться, не были широко распространены. Геймеры собирались в салонах с автоматами, которые за каждый сеанс игры требовали новую монетку. Таким образом, чем лучше ты справляешься с игрой, тем дольше ты играешь за те же деньги. Подобные особенности геймплея сказывались на геймдизайне: игры состояли из повторяющихся фрагментов, ведь «железо» тех времен не могло потянуть сложный код, а увеличение сложности достигалось за счет повышения скорости или добавления большего количества противников.
Топовой игрой в те времена была Space Invaders, где нужно было отстреливать толпы прущих с верхней части экрана агрессивных пришельцев. Американские геймеры были от нее в восторге, но в японской компании Namco решили, что подобный проект в силу заложенной в него агрессии привлекает прежде всего мужскую аудиторию, и задались целью создать что-то, что понравится и девушкам, увлекающимся видеоиграми. Так родился проект Puck-Man, где игроку предлагалось взять на себя управление желтым «колобком», который должен носиться по лабиринту и поедать точки, одновременно убегая от призраков. Одно прикосновение к призраку вело к тому, что персонаж терял жизнь и возвращался в центр лабиринта, но съев особую точку-усилитель, Puck-Man мог перевернуть правила игры и из жертвы превратиться в охотника, поедающего напуганных преследователей.
Американские менеджеры из компании Midway решили, что название Puck-Man не слишком благозвучно и может быть легко трансформировано в нечто нецензурное, и переиначили его в Pac-Man — под этим именем аркада и стала известна по всему миру. За счет игровой механики, не основанной на насилии, Pac-Man должен был привлечь внимание девушек-геймеров. Расчет оправдался: игра про «колобка» стала популярна среди игроков всех гендеров и возрастов. Спустя год после американского релиза оригинала менеджеры Midway закрепили успех, выпустив игру Mrs Pac-Man, во всех отношениях затмившую первую часть: там было несколько лабиринтов с разной конфигурацией, а между уровнями игроку показывали слайды, раскрывавшие историю отношений Пакмана и его возлюбленной.
Pac-Man оказал огромное влияние на зарождающуюся индустрию видеоигр, сумел вовлечь новую, ранее не затронутую аудиторию, и стал поп-культурным феноменом. Многие источники называют Pac-Man самой узнаваемой видеоигрой, а ее героя, соответственно, — самым узнаваемым персонажем видеоигр. Про приключения Пакмана было снято два анимационных сериала, а в августе 2022 года стало известно, что началась работа над live-action фильмом Pac-Man. Вдумайтесь в это: видеоигра про колобка, убегающего от призраков, весь программный код которой занимает в памяти компьютера меньше места, чем одна фотка из вашего инстаграма* , станет полнометражным фильмом с живыми актерами.
Сложно представить, о чем будет этот фильм, ведь в «Пакмане» по сути не было сюжета, и мультсериалы, хоть и обрисовали в общих чертах характер центральных персонажей, дали не слишком много информации о мире игры и пищи для драматических перипетий. Обнадеживает, что предстоящая кинокартина будет основана на идее Чака Уильямса, который уже доказал умение работать с подобным материалом, выступив продюсером проекта «Соник в кино». Вероятно, как и в случае с приключениями синего ежика, мы увидим фильм, где главными героями будут обычные люди с понятными далекому от видеоигр зрителю проблемами, а заглавный герой станет своего рода макгаффином, не обладающим ярко выраженной личностью.