Клэр Фой и Мэтт Смит возвращаются к ролям королевы Елизаветы II и принца Филиппа. Идиллия монаршей четы быстро заканчивается – одного из супругов уличают в измене. Трагедия ожидает и саму страну из-за Суэцкого кризиса и невозможности премьер-министра Энтони Идена (Джереми Нортэм) справиться с ним. Характер страны меняется: классовая иерархия перестает иметь сильное влияние на общество, рабочий класс начинает понемногу бунтовать, почувствовав себя свободнее. Из важных событий сезона: два правления консерватора Гарольда Макмиллина (Антон Лессер), убийство Кеннеди, «свингующий Лондон», брак принцессы Маргарет с фотографом Энтони Армстронг-Джонсом (Мэттью Гуд) и рождение принца Эдварда в 1964 году.
Что он сделал, а что нет, я определил для себя сам. Мне кажется, важно отметить, что я его ни в коем случае не осуждаю. Я люблю Филиппа. А зрители пусть решают сами, как к нему относиться.
Но главная (и самая напряженная) сюжетная линия второго сезона «Короны» пролегает не между монархом и страной, а между двумя сестрами. Одна оказалось «не на своем месте» и вынуждена исполнять долг перед отцом, другой же всю жизнь предстоит оставаться в тени. У Елизаветы и ее младшей сестры никогда не было стабильных отношений. Ранее мы уже видели, как королева все дальше отстраняется от семьи и репрессирует эмоции, потому что она в первую очередь монарх, а потом уже жена, мать и сестра.
Королева легко могла бы стать иконой движения феминисток. То, как она вела себя в разных ситуациях, то, с чем ей приходилось бороться, то, как она выполняла свою работу, при всем при этом оставаясь хорошей матерью и женой, невероятно и достойно уважения.
Если первый сезон только знакомил с главными персонажами, хотя и достаточно детально, то второй глубже фокусируется уже не на самой Елизавете, а ее «тенях» – муже и сестре. Быть на втором месте, будучи женатом на самой главной женщине страны, – настоящий удар по самолюбию принца Филиппа. Теряя свое самообладание, весь сезон он пытается выбрать между своим собственным «я» и супругой.
Тем не менее именно взаимоотношения принцессы и ее будущего мужа Энтони Армстронг-Джонса затмевают главную арку королевы Елизаветы и Филиппа. Возможно, создатели хотели позволить побыть в главной роли «мятежной принцессе» хотя бы в сериале. Сюжетная линия, рассказывающая историю любви младшей сестры и фотографа, открывает иную Британию – не чопорную, а фривольную, музыкальную, алкогольную и бисексуальную. И неспроста – «свингующий Лондон» не за горами.
Влюбленные встречаются обычно в замкнутых и узких пространствах: студия, лестница, галерея, да даже портрет Маргарет – она всегда внутри рамок. Теснота и клаустрофобия пробуждают электрический адреналин, но после щелчка фотоаппарата всегда следует пробуждение – королевские обязанности зовут. Но что делать, если Энтони оказался единственным человеком, с которым она чувствовала себя живой? Безусловно, Морган видел в их взаимоотношениях историю любви, хотя бы в самом начале.
В шестой серии второго сезона есть архивные кадры встречи дяди королевы Эдуарда VIII с Гитлером, которая состоялась в Берхтесгадене в 1937 году. На снимках герцог и герцогиня Виндзорские запечатлены с нацистским лидером.
В итоге, что же значит быть «женщиной века»? У создателей «Короны» только один ответ в голове. И это не королева, а именно ее сестра, громко и проворно пытающаяся сбежать из тени. Подобно стране Маргарет стремится к будущему и развивается под стать времени, пока Елизавета II пропагандирует старый добрый консерватизм. Но, что уникально в проекте Моргана, факты он предоставляет сухо, без какой-либо оценки и суждения, как будто пытается быть объективным, хотя все мы знаем, что это почти невозможно.