Фильм, который был всем нужен
Семнадцатилетняя Руби (Эмилия Джонс) — единственный слышащий член семьи, ребенок глухих взрослых. Ее жизнь вращается вокруг работы в качестве переводчика для ее родителей (Марли Мэтлин, Трой Коцур) и работы на рыбацкой лодке семьи каждый день перед школой со своим отцом и старшим братом (Дэниэл Дюран). Но, когда Руби присоединяется к школьному хоровому клубу, она обнаруживает в себе дар пения и вскоре понимает, что влюбляется в партнера по дуэту Майлза (Фердия Уолш-Пило). Воодушевленная своим вдохновляющим и прямолинейным хормейстером (Эухенио Дербес) поступить в престижную музыкальную школу, Руби разрывается между обязательствами, которые она чувствует перед своей семьей, и желанием следовать за собственными мечтами.
Таков сюжет фильма «CODA: Ребенок глухих родителей», получившего совсем недавно статуэтку премии «Оскар» в категории «Лучший фильм».
Лучший ли это фильм 2021 года? По нашему скромному мнению, нет. Мы бы отдали эти лавры «Власти пса» или «Белфасту». Но тот ли это фильм, который был всем нужен для хорошего самочувствия и возобновления веры в светлое и доброе, в которых мы все так нуждаемся после пары особенно трудных для человечества лет? Абсолютно точно да.
«CODA: Ребенок глухих родителей» — это просто великолепный актерский состав, сильная главная идея (последняя, кстати, адаптирована из французского фильма La Famille Belier) и искренний, осторожный тон повествования. Эмилия Джонс великолепна в своей роли, она с легкостью сочетает в себе наполненную смыслом главную идею фильма и невесомую, песенную подачу. Актриса — самое сердце фильма, и не будет преувеличением сказать, что «CODA: Ребенок глухих родителей» держится на ее плечах. И, к счастью, Джонс справляется с этой ответственностью блестяще.
Коцур также глубок в своей роли и однозначно достоин победы в номинации «Лучший актер второго плана» на «Оскаре». Единственное досадное недоразумение — это то, что его успех затмил актерскую работу Мэтлин, чья роль, возможно, еще более сложна и многогранна, чем симпатичный чудак Коцура. Но химия между Коцуром и Мэтлин (которая свой «Оскар» получила еще за фильм «Дети тишины» 1987 года) — это что-то совершенно необъяснимое и прекрасное.
Стоит справедливо заметить, что «CODA: Ребенок глухих родителей» — беспроигрышный вариант для «Лучшего фильма», картина, которая не выходит за пределы своих художественных стремлений. Но это нормально. Эта картина — все еще как минимум хорошо рассказанная история, которая стоит многих похвал и вашего времени.
«CODA» стала «Лучшим фильмом», потому что оказалась в нужном месте в нужное время — это фильм о взрослых с ограниченными возможностями, которых играют актеры с такими же ограниченными возможностями (то, что называется «подлинным кастингом»), в нем пристально рассматривается тема рабочего класса, которую обожает жюри Академии, а еще — в нем много света. А что, как не это, нужно нам всем в год, в котором так много тьмы?
Сценарий картины отнюдь не клишированный, а сложные внутренние и внешние конфликты вызывают у Руби чувство вины, обиды, а иногда и чувства превосходства — психологические перипетии в фильме никак не назовешь простыми. Если бы «CODA: Ребенок глухих родителей» не выиграл «Лучший фильм», вы, вероятно, никогда бы не подумали о нем как о фильме года — но он стоит того, чтобы его посмотреть.
Особенно трогает сцена, в которой Трой Коцур нежно кладет пальцы на горло своей экранной дочери, когда она поет, пытаясь понять, почему она влюблена в этот вид искусства. Это очаровательный фильм, который кажется созданным для маленького экрана и совершенно случайно попавшим на экран большой. И даже там он смотрится уместно — как и подобает любому действительно хорошо сделанному фильму.