Один из главных фестивальных фильмов прошлого года — черно-белая лента «Белфаст» от британского режиссера Кеннета Брана. Проведя пандемию за размышлениями о том, как же ему все-таки получить долгожданный «Оскар» (на который он уже не раз был номинирован), Кеннет решился на отчаянный поступок: перенести на экран историю своего детства в Белфасте. Результат полностью оправдал ожидания — шесть номинаций и, в итоге, «Оскар» за лучший сценарий.
Без исторического контекста фильм может быть непонятен, поэтому расскажем в двух словах, что же такое происходило в Белфасте.
Ирландия долгое время находилась под управлением Великобритании и, несмотря на регулярные восстания, не могла добиться статуса независимости. Удалось ей это только после Первой мировой войны, но часть территории, где большинство населения составляли лояльные протестанты, все же осталась в составе Великобритании. Недолго радовалась Англия территориям, оставшимся в своих владениях, ведь среди населения этих городов оставалось много католиков-республиканцев, которые не хотели быть частью Ирландии.
В 1969 году возмущения переросли в массовые столкновения и протесты, самые крупные прошли в городах Дерри и Белфасте. Для защиты своих домов люди строили баррикады, а для наведения порядка пришлось использовать армию. Именно о событиях 1969 года и рассказывает нам фильм «Белфаст».
Уехать или остаться — вопрос, который задает фильм. Нет верного решения, от войны страдают все без исключения. Война заставляет принимать решения, на которые, может быть, не хватило всей мирной жизни.
В девять лет Кеннет Брана был вынужден бежать с семьей из Северной Ирландии: он потерял родной город, дом, школу и друзей. Все эти переживания отражает фильм и лично актер Джуд Хилл в роли маленького Бадди.
Мальчик живет своими детскими заботами: старается получить пятерку, чтобы сесть за парту рядом с хорошенькой отличницей, хулиганит с кузиной, воруя шоколадки, проводит много времени за душевными разговорами с дедушкой и бабушкой, слушается маму и очень ждет папу из командировок. Военные события на фоне не очень-то его заботят, но взрослые разговоры за стенкой не остаются незамеченными, и Бадди ощущает надвигающиеся перемены. И все же он очень любит свою жизнь, и баррикады и стрельба не мешают ему чувствовать себя безопасно рядом с семьей.
— Мама говорит, что если мы переедем, то нас там никто не поймет, — повторяет Бадди дедушке подслушанные за стенкой страхи.
— Это неправда. Я женат на твоей бабушке 50 лет и никогда не понимал ее, —нейтрализует страх юмором дедушка.
Именно в семье видит опору Кеннет Брана, дом там, где семья — транслирует нам «Белфаст». Да и сам фильм держится на актерской семье: бабушку играет бесподобная Джуди Денч, а дедушку Киран Хайндс — король за Стеной из «Игры престолов». Актера и модель Джейми Дорнана не сразу удается разглядеть в его первой драматичной и объемной роли.
Кинокритики осуждают режиссера за холодный, чуть ли не математический, расчет под названием «Как наверняка получить Оскар», тем не менее картина заслуживает внимания своей душевностью, актерской игрой и красивыми кадрами.
— Слишком много Бога за один день.
— Бабуля говорит, что Бога много не бывает. Вдруг да понадобится!
— Все уезжают.
— Люди должны двигаться дальше.
— Когда ты седой, люди думают, что твое сердце ни разу не билось.