Мальчику Саше шестнадцать лет, он живет в Калининграде с матерью и вот-вот окончит школу. Друзей у него практически нет, а общения с противоположным полом он и вовсе избегает — боится сближаться с девушками и причинить им боль, как когда-то поступил его отец, оставив мать одну с трехлетним Сашей на руках. Ему нравится рисовать, и он даже подумывает связать с этим свою жизнь, но мать постоянно вторит про то, что художник и все подобные специальности — это несерьезное занятие, на котором не получится заработать денег. Саша и сам сомневается в своем выборе — вернее, он его даже не делает: нерешительность — это одна из основных черт характера Саши. В этом, как и в своей зажатости и множественных комплексах, подросток неосознанно винит своего отца, бросившего семью. «Герой книги Саша — собирательный портрет подростков, воспитывавшихся без отца и столкнувшихся с комплексами и страхами», — объясняет Гала Узрютова, автор одноименной повести в жанре young adult про взросление подростков — по произведению и сняли фильм.
Этот фильм — послание как молодым людям, так и их родителям о том, что никогда не поздно изменить свою жизнь. Достижение совершеннолетия может занять всю вашу жизнь, но оно того стоит.
Мама все время пытается воспитывать Сашу пожестче — чтобы вырос настоящим мужчиной. А мальчик тем временем сам по себе очень мягкий по характеру, чего сильно стесняется, втайне мечтая стать таким же брутальным, каким его хочет видеть мать и каким является, например, его приятель.
Все меняется, когда Саша встречает Женю — жизнерадостную и самостоятельную девушку, которая в свои семнадцать лет уже прекрасно знает, чего хочет, и смело к этому идет. Главный герой тут же влюбляется, и у него внутри постепенно начинают происходить изменения. Вот Саша уже подумывает поступать в Московский университет искусств, а затем решает уехать вместе с Женей учиться в Милан. Где-то между этими событиями внезапно объявляется его отец, а мать пытается принять взросление сына и дать ему свободу выбора. «В этом фильме три главных героя переживают взросление. Саша готов сам строить свою жизнь, отец принимает отцовскую роль, а мать готова отпустить сына», — рассказывает режиссер фильма Юлия Трофимова. Главную роль исполняет юный актер Марк Эйдельштейн, которого можно было увидеть в таких работах, как фильмы «Краш» и «Первый снег» и сериалы «Сама дура», «Смычок» и «Шестнадцать +». Мать Саши играет Евгения Громова, которая снималась в проектах «Второе зрение», «Алмазный эндшпиль», «Псих». В роли Жени выступила Мария Мацель, участвующая в таких работах, как «Перевал Дятлова», «Простить за все».
Для меня эта картина о новом поколении подростков, о моем брате. Когда я учился в школе, я хотел, как Холден Колфилд, ловить детей над пропастью во ржи. Когда мой отец учился в школе, он хотел стать космонавтом. Когда я спросил у 16-летнего брата, что он будет делать дальше, после школы он ответил: «У самурая нет цели, только путь». «Страна Саша» — исследование о том, что поменялось, и фиксация того, что главным остаются человеческие взаимоотношения и чувства.
Режиссером стала Юлия Трофимова — это ее дебютная полнометражная кинокартина. После окончания New York Film Academy и Московской школы кино она снимала только короткометражные фильмы («В игре», «Трамвай», «Комментатор») и небольшие сериалы («Диспозиция SOS», «Инсталайф»). В своем новом фильме она хотела исследовать тему взросления в современной России. «С одной стороны, история универсальна, так как современный молодой человек до такой степени ошеломлен разнообразием выбора в жизни, что иногда не в состоянии принять решение. С другой стороны, российских мальчиков и девочек воспитывают их матери (часто без отцов), пережившие трудные времена 90-х годов. Они хотят защитить своих детей от ошибок, которые совершили сами», — рассказывает режиссер.
Для меня Саша — это такой типаж Тома Шиллинга в его подростковом возрасте. Что касается девушки Жени, то, к примеру, можно представить кого-то в стиле Натали Портман в юности.
Помимо Юлии Трофимовой, сценарием экранизации также занимались Мария Шульгина и Елизавета Тихонова, работавшие вместе в фильме Трофимовой «Инсталайф» и на таких проектах, как «Давай разведемся!», «Сколько живет любовь», «Товарищ майор» и другие. Недавно также вышел нашумевший сериал «Почка» по их сценарию о коррумпированной инспекторше пожарной службы, главную роль в котором исполнила Любовь Аксенова. За производство фильма отвечала российская кинокомпания Vega Film, выпускающая отечественное независимое авторское кино (например, такие фильмы, как «Конференция», «Город уснул», «Близкие»).