Хорошо быть… одиноким
Этого следовало ожидать, но совершенно не хотелось: фильм «Дорогой Эван Хансен», адаптация бродвейского мюзикла, получившего премию «Тони», оказался буквально погребен под шквалом критики и «клякс» на Rotten Tomatoes… Главная причина, конечно, звучит как набат в голове: Бену Платту 28 лет.
Актеру было 23, когда он сыграл Эвана Хансена на Бродвее и получил за эту роль премию «Тони», а сама постановка удостоена девяти наград, включая «Лучший мюзикл».
Наверное, любовь зрителей к постановке только усилила разочарование от фильма: ведь новость о том, что Платт снова сыграет свою роль, появилась очень давно, но с тех пор возмущения так и не утихли. Все говорят, что он слишком стар. Все недоумевают, что не так с этим кудрявым париком, в который его нарядили для фильма (Платт уже сто раз подтвердил, что это был не парик). Все уверены, что присутствие Платта в касте просто нелепо. Все смеются, что это просто какой-то «неповоротливый спецвыпуск» к любимому многими мюзиклу и восклицают, что брать на роль подростка «очевидно взрослого человека, который просто сутулится», — это самый настоящий саботаж. А ведь пьеса была такой любимой — так почему тогда люди так ненавидят фильм?
Это вопрос, на который ответа нет, особенно если фильм вы смотрели — и понимаете, что игра Платта до боли соответствует исходному материалу. Да, крупные планы актера не скрывают тот факт, что Платт не подросток, но и цели у них такой нет. Да, иногда кажется, что Платту не рассказали, что играть в партер и играть на камеру — это две разные вещи. Но именно нервная энергия актера, именно его неприкрытое отсутствие комфорта в собственном теле, вышеупомянутые «сутулые плечи» и напряженная шея — вот что делает его просто незаменимым Эваном Хансеном.
Сюжет фильма ровно тот же, что у постановки: Эван (Бен Платт) пишет записку, которую перехватывает Коннор Мерфи (Колтон Райан). Эван обеспокоен тем, что этот задумчивый, разъяренный неудачник опубликует записку в Интернете; вместо этого его вызывают в кабинет директора, и мать Коннора (Эми Адамс) и отчим (Дэниел Пино) сообщают ему, что мальчик покончил с собой. Записка Эвана была найдена в кармане покойного подростка, что, наряду с тем, что Коннор саркастически подписал свое имя на гипсе Эвана, заставило взрослых предположить, что они были друзьями. Эван пытается отрицать это до тех пор, пока в момент глубокого сочувствия к охваченным горем родителям или, может быть, отчаянной потребности чувствовать себя любимым (или какого-то ядовитого сочетания того и другого) не соглашается с этим — хотя это неправда.
Тот факт, что Райан — первоклассный хулиган и химия между ним и Платтом отлично подпитывает их совместные номера, и это очень помогает смотреть фильм без подготовленного скепсиса по поводу возраста исполнителя главной роли. Но дело не только в актерском мастерстве каста: отдать должное стоит режиссеру и автору книги Стивену Чбоски, оператору Брэндону Тросту, монтажеру Энн МакКейб и хореографу Джамайке Крафт — за создание чего-то, что придает этому фильму невероятную жизненную силу.
Мы готовы ловить гнилые помидоры и утверждать, что столько гнева, сколько досталось этой адаптации и персонально Бену Платту, фильм совсем не заслужил. Эвана Хансена (и вслед за ним Платта) легко ненавидеть: главный герой настоящий мерзавец. И, может быть, то, насколько правдоподобно играет этого мерзавца Платт, и правда способно оттолкнуть — даже не учитывая разницу в возрасте.
Но если поддаться этой неприязни, можно долго и бессмысленно заставлять себя не замечать главного: того, насколько Платт кристально правдиво живет на экране жизнью этого задушенного молодого человека, и того, как через этого персонажа он обнажает всю боль и нужду, всю радость и горе обычного человека.
Говоря об этом фильме и пытаясь сформулировать впечатление от него, достаточно вспомнить лишь одну сцену: ту, во время песни Words Fail, и ее часть, в которой Платт доходит до крещендо и строчки «Самое худшее во мне!». Его голос срывается, и все тело превращается в один гигантский, невыносимый ни для кого, измученный визг. В этой сцене вы, даже если ваш цинизм захочет вас заставить, не увидите мужчину, притворяющегося ранимым замкнутым мальчиком. Вы увидите человека, который знает, что поддался искушению — и чьи худшие опасения сбылись. Вы увидите Эвана Хансена, все его недостатки, желания и ненависть к себе — без цензуры. И этого вызывающего мурашки момента великолепной актерской работы достаточно, чтобы вы поняли, почему незазорно любить этот фильм. И почему Платт не портит его, а по-настоящему дает ему голос — и его нельзя было заменить никем, вопреки расхожему мнению о том, что незаменимых не существует.