«Доктор Стрэндж» от Marvel открывается великолепной и совершенно непонятной неподготовленному зрителю сценой, в которой Тильда Суинтон, Мадс Миккельсен и различные приспешники сражаются, искривляя пространство и время. Это кинофраншиза, в которой задействованы по-настоящему крутые актеры, режиссеры и сценаристы, желающие избавиться от пагубных требований прилипших к ним ролей-клише.
Бенедикт Камбербэтч играет доктора Стивена Стрэнджа, Тони Старка от докторов. Стрэндж — самоотверженный парень с потрясающей работой и быстрой машиной, которую он быстро разбивает, проезжая по мокрой дороге с односторонним движением, разговаривая по мобильному телефону и глядя на рентгеновские снимки. (Если во всем этом фильме есть практический вывод, это, вероятно, «Не отвлекайся за рулем».) Едва живой, пораженный непоправимым повреждением нервов, из-за которого его руки, ценящиеся на весь золота, теперь дрожат, он исчерпывает все медицинские возможности, прежде чем отправиться на Дальний Восток, умоляя Древнюю, о которой ползут сотни слухов, научить его, как «переориентировать дух, чтобы исцелить тело», проводя его через тренировку в стиле Матрицы.
Древнюю играет Суинтон: пол персонажа был изменен (в комиксах Древний — мужчина), что здорово, хотя некоторые не в восторге, что расовое разнообразие из-за этого слегка поубавилось (в комиксах этот персонаж азиатского происхождения, а Тильда очевидно белая). Но Суинтон великолепна в этой роли, потому что она такая особенная и неповторимая сама по себе. Мы видели это в других ролях, где она, кажется, выходит за рамки реального человеческого тела, существуя скорее как вневременной, бесформенный призрак.
Во всяком случае она отправляет нашего героя в плавание и проносится сквозь восхитительные кадры, полные захватывающих образов, бесконечных миров, мультивселенных (запомните это слово, оно еще пригодится вам во вселенной Marvel) и зеркальных измерений, временных сбоев и альтернативных реальностей. Режиссер Скотт Дерриксон каждые двадцать минут или около того запускает одну из этих больших, захватывающих дух декораций, и именно они придают картине динамичность. В фильме есть и комедийные моменты — когда правая рука Древней (Чивитель Эджиофор с квадратной челюстью) вручает своему новому гостю листок бумаги с одним словом, Стрэндж спрашивает, его ли это мантра, и ему говорят, что это пароль Wi-Fi.
«Доктор Стрэндж» отличается от других фильмов Marvel тем, что посвящен принятию новых идей, открытию и расширению разума, а также отказу от всего, что мы знали раньше. Это постулат «духовное превыше физического», учения восточных идеалов и философий в противоположность идеалам западной культуры. Эти идеи присутствуют во всем фильме, наполненном захватывающими галлюцинаторными визуальными эффектами, а кульминация превосходит любой предыдущий фильм Marvel и ломает стереотип стандартного супергеройского фильма.
Из-за головокружительных сцен с многочисленными сменами декораций и ракурсов фильм, конечно, лучше всего смотрится в 3D. Сценарий немного хитрый — особенно в кульминации, которая ужасно похожа на конец первого «Супермена». Диалоги героев иногда кажутся слишком занудными и как будто прочитанными по бумажке. Но если это не отличное повествование, то, по крайней мере, это хорошее зрелище, и это кажется минимумом, который могут обеспечить фильмы в этом жанре.
— Вы смотрите на мир через замочную скважину. Всю свою жизнь вы пытались подобрать к ней ключ. Ваша работа спасла тысячи жизней. А что, если я скажу, что ваша реальность — лишь одна из многих?
— Это противоречит здравому смыслу.
— Не во всем он есть. Не везде он нужен.
— «Шамбалла»? Это что, какая-то мантра?
— Это пароль от вай-фая. Мы ж не варвары.