Сказка Карло Коллоди о деревянном мальчике получила больше десятка экранизаций, а в 2022 году их список пополнился еще двумя: сначала вышла игровая адаптация Роберта Земекиса с Томом Хэнксом, а к концу года на стриминги прибыл мультфильм от Гильермо дель Торо. Первый проект получился не то чтобы очень удачным, критики и зрители не оценили заигрывания оскароносного Земескиса с новыми технологиями, да и содержательная часть подкачала, из-за чего средний рейтинг фильма на киносервисах закрепился на отметке 5/10. Противники ремейков уже было начали свою любимую песню «раньше было лучше», но тут на сцену вышел дель Торо…
Над авторской киноадаптацией «Пиноккио» Гильермо дель Торо работал больше десяти лет, но никак не мог добиться финансирования проекта. После триумфа «Формы воды» на «Оскаре» режиссер обратился к спонсорам: «Если у вас есть 35 миллионов долларов и вы хотите осчастливить одного мексиканца, то я здесь». Молитвы режиссера были услышаны, и «Пиноккио» взяли под крыло Netflix. Дель Торо уже снимал для них мультсериал «Охотники на троллей» и антологию «Кабинет редкостей», и вот теперь стримингу досталась честь представить очередной шедевр.
Гильермо дель Торо не просто переснял диснеевский мультфильм, а создал свою историю, наполнив детскую сказку смыслами, которые считает не каждый взрослый. Действие истории переносится в Италию 1930-х годов, когда страна уже погрязла в фашистской идеологии. Большинство экранизаций начинается с того момента, как искусный мастер Джеппетто создает деревянного мальчика, который и становится главным действующим лицом. Но дель Торо расширяет таймлайн, предлагая зрителям подробнее познакомиться с историей отца Пиноккио.
У Джеппетто был сын Карло, резчик потерял жену и воспитывал мальчика в одиночку, вкладывая в него всю свою любовь. Мальчик рос на радость отцу умным, послушным и трудолюбивым, став для Джеппетто единственным смыслом жизни. Однажды, пока мастер работал над фигурой Христа в местной церкви, случился авианалет. Джеппетто спешно повел сына домой, но забытая в церкви шишка стала роковой в этот день: Карло вернулся за ней, и в этот момент здание взлетело на воздух. Убитый горем отец бросил свое ремесло, впав в беспробудную скорбь и пьянство. В момент отчаяния Джеппетто решил выстругать мальчика из дерева, сделать деревянную копию сына, которую в итоге бросил едва недоделанной. Пока резчик спал мертвым сном, явилась фея и вдохнула в куклу жизнь.
Пиноккио — не марионетка и не безвольная игрушка, а непоседливый мальчик со своим характером, своими мечтами и желаниями, который не знает, по каким законам живет реальный мир. Наивность и искренняя убежденность в том, что его окружают добрые люди, приводят к тому, что деревянный мальчик из раза в раз оказывается в подчинении разных кукловодов.
Первым кукловодом становится сам Джеппетто, который хотел видеть в Пиноккио своего погибшего сына и впадал в ярость, когда деревянный мальчишка своевольничал и вел себя не так, как Карло. «Почему ты не можешь быть как Карло?» — негодует отец. «Потому что я не Карло, я не хочу быть как Карло», — отвечает Пиноккио, открывая своим простым ответом глубокую тему самоидентичности и независимости. Пытаясь перестать быть для отца «бременем», мальчик попадает к еще более жестоким кукловодам: сначала к корыстному владельцу цирка, который живет обманом и жестокостью, а потом — в ряды будущих солдат фашистской Италии, где местный начальник пытается воспитать из куклы идеального воина.
Новый «Пиноккио» превращает знакомую с детства сказку в гимн доброте и искренности с отсылками к библейским образам, критикой фашизма, глубоким психологизмом и невероятным визуальным рядом. По-настоящему сказочный фильм, который заставляет проживать каждый кадр, всматриваться в каждое движение и долго обдумывать увиденное.