Золото познается огнем, а человек бедой
3 декабря 2021 года вышли финальные эпизоды «Бумажного дома». Разделение пятого сезона на две части было встречено фанатами с большим скептицизмом. Многие думали, что таким образом создатели растянут финал и оставят нас с противоречивыми чувствами и провальным завершением (как это было с «Игрой престолов»). Однако эти предположения не оправдались: авторы вместе с командой достигли ошеломляющей кульминации, которая оставит у зрителя массу эмоций и впечатлений.
Изюминка второй части заключается в том, что в ней много внимания уделяется межличностным отношениям персонажей. Одним из главных моментов финала «Бумажного дома» является взаимопонимание, которое возникает между Алисией Сьеррой и Профессором. Сначала они направляют друг на друга оружие, но в итоге вынуждены играть на одной стороне. Для Алисии это нелегкое перемирие: ей трудно признать, что Профессор может стать ее другом. Все это время героиня бежала от своих чувств параллельно с погоней за самим лидером ограбления. Теперь ее карьера разрушена, репутация запятнана, а Серхио — единственный, кому она может доверять.
Кроме этого, воспоминания о временах до ограбления возвращаются во вторую часть пятого сезона. Мы снова видим старшего брата Профессора — Берлина. Благодаря этой сюжетной линии мы узнаем дополнительные детали истории его жены Татьяны и гениального сына Рафаэля. Отношения между этими персонажами очень противоречивы, но именно это и создает интригу.
«Бумажный дом» — это не просто сериал об ограблении. Шоу также дает представление о человечестве, жизни, капитализме и мире, охваченном потребительским безумием. В финале сезона большое внимание уделяется стараниям команды переплавить 90 тонн золота. Однако теперь ставки настолько высоки, что мы видим изменения во всех персонажах — их целью уже давно не является просто обогащение. Профессор подчеркивает «иллюзорную» природу золота как национального резерва и экономического благополучия. Ограбление — это бунт людей, которые считают, что богатство нации должно принадлежать не банкам, а народу.
Одна из членов банды, Токио, погибла в конце первой части пятого сезона, но мы все еще слышим ее голос. Она приходит в критические моменты, чтобы продемонстрировать свою точку зрения на то, что происходит на экране. Ее вступления, очевидно, являются средством контекстуализации всех процессов — как самого ограбления, так и его планирования, а также последствий. То, что авторы сериала оставляют Токио в качестве рассказчика, подтверждает важность героини как для сюжета, так и для фанатов «Бумажного дома».
В восьмом эпизоде, когда грабителям удается решить невыполнимую задачу, которая значительно приблизила их к успеху, комментарий Токио выводит этот поворотный момент за рамки контекста и придает ему универсальное значение: «Это достижение было посланием надежды всему миру».
Последние пять эпизодов «Бумажного дома» оказались очень захватывающими. Лучшего финала не придумаешь: здесь нет ни одного скучного момента. На протяжении всех серий прослеживается синтез энергии, стиля и содержания. Все это дает такой мощный выброс адреналина, что невозможно ни на секунду оторвать взгляд от экрана.