За время своей карьеры М. Найт Шьямалан обрел как страстных поклонников, так и ярых ненавистников. Одни с жадностью и удовольствием наблюдают за завиральными сюжетами его лент, в числе которых знаменитое «Шестое чувство» — благодаря ему автор и заработал себе имя. А вторые ругают фильмы Шьямалана за скомканность и недостаточную интеллектуальность, не упуская возможности привести в пример провальные ленты «Повелитель стихий» и «Девушка из воды».
При этом нельзя отрицать, что, несмотря на ряд кинематографических неудач, Шьямалан все же является одним из интереснейших авторов современности, выработавших свой уникальный киноязык. Всего два года назад режиссер закрыл супергеройскую трилогию, пронизанную человеческой уязвимостью, выпустив «Стекло», где зритель вновь смог насладиться потрясающей ролью Джеймса МакЭвоя. А четырьмя годами ранее автор изрядно удивил нас незаурядной фабулой «Визита», отличившегося изобилием черного юмора и яркими ролями Оливии ДеДжонг и Эда Оксенбульда.
Все так же удивляет, но одновременно и разочаровывает новая картина Шьямалана «Время», поставленная по графическому роману Пьера Оскара Леви и Фредерика Петерса «Замок из песка». По сюжету Гай (Гаэль Гарсия Берналь) и Приска (Вики Крипс), находящиеся на грани развода, уезжают вместе с сыном Трентом (Нолан Ривер) и дочерью Мэддокс (Алекса Суинтон) в последний совместный отпуск — после него супруги планируют сказать детям о расставании и смертельной болезни Приски. По приезду менеджер курорта соблазняет семейство провести день на территории закрытого для посторонних пляжа, куда также приезжают рэпер М. С. Седан (Аарон Пьер), кардиохирург Чарльз (Руфус Сьюэлл), его жена Кристал (Эбби Ли) и их шестилетняя дочь Кара (Кайла Бейли), за которой присматривает Агнес (Кэтлин Чэлфант) — мать Чарльза. Чуть позже на пляж попадает другая семейная пара — Джарин (Кен Люн) и Патриция (Никки Амука-Берд).
Наслаждаться райским местом героям приходится недолго. Сперва они обнаруживают в местных водах тело умершей девушки: погибла героиня буквально на днях, однако по степени разложения труп выглядит так, словно с момента смерти прошли годы. Затем у каждого стремительно прогрессирует та или иная болезнь, будь то эпилепсия, шизофрения или раковая опухоль, а шестилетние дети за день вырастают сперва до 11-летнего, а затем до 15-летнего возраста. Разумеется, сперва персонажи, в отличие от зрителя, который примерно представляет, чем все закончится, оказываются потрясены и растеряны. Однако вскоре товарищи по несчастью понимают, что на пляже люди за полчаса стареют на год и, если они как можно скорее не покинут его, то в считаные дни умрут.
В целом структурно и концептуально «Время» отсылает к «Остаться в живых». Перед нами вырисовывается все та же замкнутая ловушка, из которой пытаются выбраться главные герои, готовые друг друга сгрызть уже через несколько часов, те же конспирологические теории и веяния смерти на фоне идеалистических пейзажей. Работает с многообещающей фабулой Шьямалан, однако, не лучшим образом. Наблюдать за театральным драматизмом конфликтов, неправдоподобностью сценарных поворотов, клишированными характерами героев на протяжении практически двух часов, признаться, становится утомительно. Совсем не радует и финал — фактически он только срывает маски с организаторов ловушки, но не раскрывает тайну загадочного пляжа и, судя по всему, потворствует требованиям продюсеров, перебивая ощущение тотальной безнадеги, пропитывающей фильм от начала и до конца.
Тем не менее у «Времени» есть одна пронизывающая черта, вызывающая леденящую оторопь. Это — ощущение близости смерти, зыбкости тех самых замков из песка и быстротечности времени, которое мы так часто не ценим. Ощущение, что ты вместе с героями являешься пассажиром этого несущегося прямиком в бездну поезда, который никто не в силах остановить. Пожалуй, именно это не дает просто отмахнуться от фильма и забыть о нем сразу после выхода из кинотеатра.