Сам жанр психологического триллера с легким налетом мистицизма крайне популярен еще с 80-х годов и порождает немыслимое количество средней руки и безликой выразительности фильмов и сериалов с непременными атрибутами — старым домом на холме, призраками, в нем обитающими, магическими предметами, разбросанными тут и там и вытворяющими со своими жертвами всякие пакости. Прорывы в жанре, как ни странно, случались далеко от Голливуда — в 90-е и 2000-е новая волна потустороннего пришла из Японии и Кореи, а в самой Америке новые авторы появились из независимого и малобюджетного фестивального кино (см. «Паранормальное явление», более поздние работы Астера, Пила и Эггерса).
Не могу сказать, что это не было мучительно. Огромная команда. Множество массовки. Более 100 человек в некоторых интерьерных сценах. До сих пор это был мой самый большой и амбициозный проект в карьере. Выяснить, как его выполнить, стало беспрецедентной задачей.
К ним вполне можно причислить и Майка Флэнагана, который начинал со снятых самостоятельно короткометражек и дорос до экранизаций романов Стивена Кинга («Игра Джералда», «Доктор Сон»). У режиссера и сценариста уже оформился собственный узнаваемый повествовательный язык, включающий в себя непременную детскую травму главных героев, связанную так или иначе с потусторонним, и, как следствие, их алкоголизм и/или наркозависимость. Другой его приметой является группа одних и тех же актеров, кочующих из сериалов в фильмы, а из фильмов обратно в сериалы.
В «Полуночной мессе», однако, Флэнаган демонстрирует нам нечто новое — если и не решительный разворот в его творчестве, то, по крайней мере, интересный поворот в нем. Упоминавшаяся зависимость многих его героев неслучайна. Режиссер сам много лет борется с ней, но другая важная часть его прошлого — религиозное детство — прежде оставалась в стороне. В «Мессе» же служебная природа веры в разных ее формах и рассуждения о религиозных обыкновениях человеческого разума, а также его способности извращать природу божественных установлений занимает важнейшее место.
На маленький островок Крокетт-Айленд, расположенный неподалеку от восточного побережья, прибывают двое на первый взгляд непохожих, но связанных друг с другом людей. Один из них, Райли Флинн, возвращается в родительский дом после отбывания тюремного срока за пьяное вождение, которое привело к гибели девушки. Второй — святой отец Пол Хилл — прибывает на остров, чтобы временно заменить местного каноника монсеньора Прюитта, отправившегося в путешествие в святые земли и на обратном пути занемогшего. Вскоре на Крокетт-Айленде начинают происходить странные вещи — то на берег приливом выбросит обескровленные тушки кошек с соседнего островка, то в небе покажется странное создание с огромными кожистыми крыльями — а после и вовсе почти библейские чудеса. Загадочный отец Пол исцеляет местную девочку, которая после несчастного случая не могла ходить, а к старой подруге отца Прюитта, Милдред, возвращается память и бодрость. Все молодеют на глазах, вера прихожан укрепляется, а стены церкви наполняются людьми. Все, однако, не так просто, и у чудес, как и всего остального в мире, оказывается своя цена, раскрывать которую, не подпортив удовольствие от просмотра, положительно невозможно.
Впрочем, кажущаяся почти безупречной с точки зрения драматургии «Месса» хороша и без этой интриги и убедительна в первую очередь своими героями и их историями. Отец Пол, Райли и его юношеская любовь Эрин, также вернувшаяся на остров после лет скитаний, тяготятся своим прошлым и, как ни странно, находят спасение в вере, пусть и каждый по-своему. Флэнаган вообще непривычно серьезен в этом отношении, здраво оценивая опасности догматизма и фанатизма, которые скрывают ненависть к миру (эти черты замечательно проявляются в персонаже Беверли Кин), он не забывает и о другой стороне веры, не превращая ее в шутку (как это часто бывало у постмодернистов), обветшалый рудимент старого мира и повод для интеллектуальных спекуляций. Флэнаган идеально вписывает религиозные мотивы в драматургию сериала — обращение отца Пола, намекающее на случившееся с апостолом Павлом по пути в Дамаск, история Райли как троп блудного сына, etc.
Иными словами, «Месса», несмотря на мистический флер и некоторые элементы триллера, проявляющиеся ближе к концу, замечательна как драма, заставляющая ожидать от Флэнагана чего-то большего.
В предыдущей работе Майка Фланагана — «Игра Джералда» — одна из героинь по имени Джесси бросает в собаку книгу с названием «Полуночная месса». Книга с таким же названием появляется и в другом фильме Флэнагана — «Тишина». По сюжету над ней работала главная героиня Мэдди.
У одного из персонажей «Мессы», Райли, в комнате висит плакат «Секретных материалов». Интересно, что его коллега по площадке актриса Аннабет Гиш сыграла в этом культовом сериале агента Монику Рейес.
Генри Томас (Эд Флинн) и Кристин Леман (Энни Флинн) старше своего экранного сына Зака Гилфорда (Райли Флинн) всего на десять и одиннадцать лет соответственно.