Детективных сериалов в последнее время пруд пруди. Но, собственно, тренд на щекотание нервов далеко не нов и криминальный жанр завоевал бешенную любовь публики сразу же после своего возникновения сначала в литературе, а затем и в кинематографе. Недаром есть значительная часть аудитории, которая смотрит исключительно детективы и плавно перетекает с одного канала на другой в поисках новой дозы адреналина от сопереживания героям и искусственно созданного чувства опасности.
Жанр криминальной драмы активнее всего эксплуатируют два мировых кинематографа: российский и немецкий. Телевидение полнится разношерстными «страшилками», заставляя старушек пить валокордин, но продолжать смотреть. Отдельное направление, которое неожиданно (во всяком случае, для автора этого текста, который, наверное, просто не в курсе каких-то поведенческих паттернов современной аудитории) стало мегапопулярным — сериалы про насильников, маньяков и педофилов, к которым абсолютно никто не испытывает симпатии, но которые делают сюжет особенно пикантным из-за своего извращенного ума и таланта скрываться от правосудия. Быть может, успех конкретно этого направления объясним примитивизмом дуальности выбранных образов: все строго или черное, или белое, нет полутонов и права зрителям самим решать, чью сторону выбрать и кому эмпатировать. Где нет серых зон, там спокойно мозгу — выбор очевиден, а абсолютное добро всегда в итоге побеждает столь же абсолютное зло.
В 2021 году в прокат вышли как минимум два проекта (выделяем их как наиболее популярные, так-то сериалов наверняка в разы больше) на обозначенную выше тему: «Чикатило» и «Душегубы». Можно сказать, что отчасти «Зверобой» идет по их стопам, предлагая зрителю поразмышлять над тем, что творится в голове у серийного убийства.
В центре сюжета — столичный следователь Олег Хлебников, который, занимаясь раскрытием очередного дела, вышел на след преступника. Им оказался достаточно широко известный и медийный человек, которого в ходе задержания Хлебников убивает. Несмотря на все совершенные преступления (преступник был педофилом), обнародовать информацию о проступках столь популярного в обществе человека совершенно не в интересах полиции — себе дороже порочить честное имя человека, имевшего солидную репутацию и знакомых в высших кругах. Потому скандал постепенно заминают, а Олега Хлебникова отправляют «в деревню, к тетке, в глушь», в провинциальный городок Вахта. Казалось бы, теперь его ждет тихая жизнь и расследование преступлений вроде украденных с завода лампочек, но на деле здесь молодого москвича ждут настоящие трудности и дела похлеще и помрачнее столичных.
По описанию создателей Олег Хлебников чем-то напоминает известного с недавних пор широкой публике Игоря Грома, героя цикла комиксов «Майор Гром», который предстал на экране в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор». Схожи персонажи своей принципиальностью, некой твердолобостью и ограниченностью в вопросах справедливости. Такие искатели правды считают, что добро должно быть с кулаками, а антагонист всегда должен быть наказан. Они — идеалисты, безусловные моральные принципы которых в реальности редко оказываются жизнеспособными. Авторы «Зверобоя» как раз показывают, что нет в мире ничего однозначного и у каждой медали есть две стороны, а путь борца за правое дело далеко не всегда оказывается самым верным.
Тем не менее у сериала все же существует и нравоучительная задача. Команда проекта задалась целью продемонстрировать, что из любой ситуации есть выход, и даже если ты уже опустился на самое дно, у тебя всегда есть шанс выбраться, стать лучше и превратиться в достойного человека.