Любимые вампиры все еще не захватили Манхэттен
Первый сезон «Чем мы заняты в тени» вплоть до выхода вызывал вопросы. Первоисточник, родившийся из снятой за гроши короткометражки Тайки Вайтити, предложил смелую, но удачную концепцию мокьюментари о буднях в доме вампиров. И было трудно угадать, смогут ли шоураннеры рассказать похожую историю, привнеся в нее что-то новое. В худшем случае сериал рисковал оказаться вторичным передергиванием старых шуток и типажей. Но этого не случилось: сценаристы не стали ничего менять глобально, но при этом прописали новых персонажей на новом месте. Формула сработала, героев полюбили зрители, поэтому второй сезон оказался вопросом времени.
Структурно здесь ничего не поменялось. Лазло, Надья, Нандор, его фамильяр Гильермо и энергетический вампир Колин все еще живут в жутковатом доме на Стэйтен-Айленде и то и дело попадают в такие передряги, которые точно не покажут в кино о вампирах. Никаких концов света или захватов Манхэттена — оказывается, нет ничего страшнее посиделок с соседями и интернет-рассылок. Каждая серия сфокусирована на маленьких бытовых историях, которые обычно разрешаются за эпизод. Да, шутки не всегда оказываются удачными, но взаимодействие вечноживущих персонажей с повседневностью XXI века — плодородная почва, разрабатывать которую можно очень долго.
Я провела месяц на съемках «Атланты», потом три месяца занималась «Чем мы заняты в тени». Затем опять вернулась к «Атланте». Это проекты, которые требуют разных подходов, а после «Теней» я заметила, что стала чаще думать о каких-то дурацких вещах и вставлять их в сценарий. Но я стараюсь одергивать себя: в конце концов, это очень личный для меня сериал, и здесь точно не стоит поскальзываться на банановой кожуре.
Есть и нововведения. Раз уж сверхъестественное в этой вселенной реально, то ее можно расширить. Поэтому теперь главные герои гораздо чаще взаимодействуют не с вампирами, а с другой нечистью. Для них, в отличие от зрителя, это тоже часть повседневности. В этом случае зомби — не живой мертвец, а просто некачественно оживленный труп, который нужно вернуть хозяину. Ведьмы — назойливые колдуньи, которые виноваты в беспорядке в доме. А троллю нужно объяснить, что интернет-сленг не имеет ничего общего с оскорблением его чувств. И даже эту обыденность всего ненормального при желании можно вывернуть наоборот. Факт существования привидений оказывается сюрпризом даже для главных героев, которые после этого логично задаются философскими вопросами: умирает ли душа человека, когда его кусает вампир? Могут ли они вызвать собственные неупокоившиеся души?
Вау-моментом первого сезона стала сцена суда, где собрались актеры, игравшие вампиров в кино. Вайтити обещал пойти дальше и уговорить заглянуть во второй сезон Роберта Паттинсона и Тома Круза — что ж, пока сериал обошелся без них. Зато засветились другие знакомые лица: от Марка Хэмилла до Хейли Джоэла Осмонта. В качестве привета любителям другого мокьюментари — «Офиса» — появляется Крэйг Робинсон, который возглавляет местную ячейку охотников на вампиров. Продолжаются и сюжетные линии первого сезона: здесь и Джефф — любовник Надьи из прошлого, и Саймон — вампир-мажор, который гоняется за проклятой шляпой Лазло, и девочка Дженна, которую укусила Надья. Не все истории нуждались в продолжении, но при этом все же органично вписались в сюжет.
Важной для нового сезона, пусть и в полушутливом ключе, оказалась тема самоанализа и принятия своих слабостей. Дженна, которая стала вампиршей, разбирается, как не стесняться себя и пользоваться новообретенными способностями. Надья, Лазло и Нандор признают, что им не все равно на Колина, каким бы утомительным тот ни был. А Гильермо, который узнал о своем родстве с Ван Хельсингом и открыл в себе способности охотника на вампиров, фрустрирует, кем ему быть, заслуживает ли он такого обращения и превратят ли его вообще в вампира. Он учится знать себе цену и выходит из зоны (дис)комфорта. Что, конечно, не лишает его той очаровательной неловкости, которая изначально сделала Гильермо сердцем сериала.
Обобщая: второй сезон «Чем мы заняты в тени» не понизил планку, заданную в прошлом году, и совместил привычный уже формат с небольшими смысловыми нововведениями. Смотреть его стоит в первую очередь тем, кому понравился ироничный тон первого сезона: глобально здесь ничего не изменилось.
В третьем сезоне один из героев узнает, что не бессмертен, а все остальные отправляются искать новое место обитания. Сериал уже продлен на четвертый сезон.
После успеха первого сезона владельцы особняка, где снимали сцены в доме вампиров, продали здание приюту для бездомных женщин. Все интерьеры пришлось воссоздавать на студии в Торонто