Что ж, сериал вернулся во всем своем великолепии, с новым названием, новым папой и новыми подковерными играми. Второй сезон стильной и роскошной папской драмы итальянского режиссера Паоло Соррентино носит немного менее забавное, но при этом бесконечно более запутанное название «Новый папа» (и это притом, что он вышел прямо во время ажиотажа вокруг фильма Netflix «Два папы», в наши дни так много пап в поп-культуре!).
В «Новом папе» Малкович предстает в роли Иоанна Павла III, британского аристократа, ставшего лидером католической церкви. Второй сезон стал более мрачным, жестким и медленным по сравнению с задорно прыгающей атмосферой первого сезона. Но ведь и новый папа слегка подрос, не так ли? В Ватикане все еще проходит яркая, сюрреалистическая вечеринка, наполненная необъяснимыми танцами и закулисными сделками, но настроение изменилось.
Это не значит, что шоу отказалось от всего того, что заставляло первый сезон сиять и нравиться зрителям. Папа римский Пий XIII, он же уроженец Нью-Йорка Ленни Белардо, все еще играет (таинственную) роль после своего краха в конце предыдущего сезона. Соррентино по-прежнему стремится создавать медленные сцены под намеренно резкие музыкальные реплики. Кардиналы продолжают плести интриги.
«Чтобы творить добро, святому нужно только дышать», — говорит персонаж в начале нового шоу. Точно так же, чтобы творить добро, «Новому папе» на самом деле просто нужно продолжать удивлять зрителя, предлагая возмутительные зрелища, дворцовые интриги и броские наряды. Вот все, что вам нужно знать, чтобы быть в курсе последних еретических провокаций соррентиновского творения.
В первых двух эпизодах Ленни предстает лежащим в коме с неоновым крестом, освещающим его тусклую комнату. Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Войелло (восхитительный Сильвио Орландо) должен заполнить вакуум власти, образовавшийся после несвоевременного ухода Ленни, и выбрать нового лидера. Многие католики за пределами Ватикана молятся за Ленни, которого они считают святым и, возможно, мучеником за веру. Любому новому папе придется бороться как с памятью о Ленни, так и с возможностью того, что он может выйти из комы и попытаться вернуть себе пост.
Всем новым лидерам тоже придется бороться с Ленни-призраком/мечтой. В первых двух эпизодах мы видели, как Ленни, казалось бы, вторгается в сознание других персонажей, появляясь перед ними в странных и эллиптических последовательностях сновидений. Каковы мотивы Ленни? Точно так же, как когда он командовал церковью в первом сезоне, его точный план неясен. Чаще всего он служит фигурой хаоса в церкви и в сюжете Соррентино, таща персонажей в разные стороны и отказываясь объяснять свой Великий Замысел.
Как и первый сезон, «Новый папа» не боится испытывать терпение своей аудитории. После изображения знакомого лысого лица Джона Малковича в рекламных материалах для шоу его Джон Браннокс не появляется до самого последнего кадра первого эпизода. Вместо этого мы смотрим эпизод, наполненный голосованием различных кардиналов и борьбой за влияние, что привело к избранию нового папы, и это, кстати, не Малкович. Технически «Нового папу» можно было бы назвать «Тремя папами», если бы Соррентино действительно хотел победить Netflix в своей собственной игре.
К сожалению, «Новому папе» не хватает одного из величайших достоинств «Молодого папы»: его новизны. Несмотря на смену названия, разрыв между сезонами и добавление еще одной гигантской звезды, самым удивительным аспектом второго сезона является то, насколько он воспринимается как прямое продолжение того, что было раньше, дополнительная глава вместо совершенно нового тома.
При всем при этом «Новый папа», несмотря на более мрачный и скорбный тон, все еще бодрит. Музыка, повороты и монологи захватывают и сбивают с толку в равной мере. Даже если на стороне «Нового папы» нет элемента неожиданности, его воскрешение — отрадное событие.