Снимать еще один полнометражный, пусть и мультипликационный, фильм о Человеке-пауке в 2018-м, казалось делом гиблым. Всего годом ранее вышло марвеловское «Возвращение домой» с Томом Холландом, освежившее тяжеловесный образ супергероя, который сложился в предыдущих фильмах. Этот закостенелый к 2017 году Человек-паук был уже напрочь лишен своего фирменного чувства юмора (привет трилогии Сэма Рэйми) и был совсем не похож на современного подростка (теплый привет 30-летнему на момент съемок в «Новом Человеке-пауке» Эндрю Гарфилду). Кроме того, «Возвращение» удачно сыграло в популярную нынче игру — инклюзивность. В касте наконец появились американские актеры самого разного происхождения, это добавило фильму правды, что архиважно для кинокомикса.
Иными словами, чтобы впечатлить зрителей, создателям мультфильма «Через вселенные» нужно было создать нечто принципиально новое, и, кажется, им это удалось как на сценарном, так и на визуальном уровне.
Так, главным героем является школьник Майлз Моралес, которого по традиции кусает радиоактивный паук и превращает в Спайдермена. Дальше следует обычный курс по кройке и шитью стильного суперкостюма и принятию новых способностей. Классический Человек-Паук Питер Паркер в фильме тоже появляется, но ненадолго, в самом начале став жертвой главного антагониста, Уилсона Фиска по прозвищу Кингпин. Злодей, потерявший в автокатастрофе жену и сына, пытается воссоединиться с их версиями из альтернативных вселенных, запуская огромный коллайдер где-то в подземельях Бруклина, однако вместо них из пространственно-временной расщелины появляются альтернативные Человеки-пауки, которым, чтобы избежать полной рассинхронизации (то есть смертью), необходимо вернуться домой.
Среди них паук-неудачник, геройствующий в трениках, Питер Б. Паркер; стильная и грациозная Гвен Стейси; черно-белый, не отражающий свет Человек-паук Нуар, говорящий голосом Николаса Кейджа; аниме-паук Пенни Паркер со своим роботом; и, наконец, Питер Поркер, мультяшный Свин-паук, нарисованный в стиле Looney Tunes.
История строится по принципу несложного квеста: собрать команду героев и победить злодея. Многомерности мультфильму придает если не сложность, то ширина и продуманность сюжета, который работает на нескольких уровнях. На личном — это история взросления Майлза Моралеса, его обучение, преодоление страхов и вера в себя. Линия, пусть и хорошо прописанная, но предсказуемо линейная. На «родовом» уровне это семейная драма. Отец Майлза — архетипично крутой черный полицейский Джефферсон Дэвис, а его дядя Аарон, с которым не ладит папенька, оказывается на другой стороне закона и в итоге погибает на руках племянника.
На более общем это немного поистрепавшаяся идея о том, что героем может быть каждый — хоть погрузневший под бременем забот неудачник средних лет (Питер Б. Паркер), хоть хрупкая с виду девушка (Гвен Стейси), хоть неловкий мальчишка афро-пуэрториканского происхождения (Майлз Моралес) или даже Свин…
Очевидно выпирающая идея инклюзивности подана изящно потому, что встроена в сюжет изначально и объединяет все три уровня повествования. Понимаемая как элемент свободы личности, неограниченной принадлежностью к той или иной группе, она находит выражение в виде проблемы выбора, который встает перед каждым персонажем, ведь, чтобы быть сильным и смелым, необязательно быть укушенным радиоактивным пауком. Пленительный трюизм, в который благодаря его обаянию истории так хочется верить.
Фильм был награжден «Оскаром» в 2018 году в категории «Лучший анимационный фильм».
Над картиной работало 180 аниматоров — самая большая команда, когда-либо использовавшаяся Sony Pictures Animation для создания фильма.
Питер Паркер: Ты про весь мир и не думай. Думай, как помочь одному человеку.
Я даже не думал, что способен на такое. Но я смог. Любой может носить маску, и вы не исключение. Если вы полны сомнений, то отбросьте их. Я хотя и Человек-Паук, но не единственный.
Она хотела детей, но меня это пугало. А я просто разбил ей сердце.
Иногда я позволяю спичке обжечь свои пальцы, чтобы хоть что-то почувствовать.