Джулиана Феллоуза, сделавшего то, что так и не удалось сделать королю Георгу III — а именно завоевать Америку (а заодно и весь остальной мир), заставив ее пристально следить за интригами в семействе Кроули, живущего в провинциальном английском аббатстве Даунтон, — кажется, не остановить. После выхода и вполне успешного проката одноименного полнометражного фильма по мотивам «аббатства» и запуска другого исторического сериала, «Белгравия», Феллоуз при поддержке Netflix написал «Английскую игру», или «Игру родом из Англии», если угодно.
«Английская игра» (остановимся на этом варианте), рассказывает не о крикете, лаун-теннисе или любой другой типично английской «игре джентльменов»… хотя футбол, о становлении которого рассказывается в сериале, тоже так называют... Так что, пожалуй, справедливо будет сказать, что Феллоуз рассказывает о том, как футбол из игры джентльменов превратился в игру в известном нам смысле, то есть игру, участники которой с легкостью нарушают данное ими слово, плюются во время матчей, дружат с мафией и время от времени бьют чиновников стулом по голове.
На дворе 1879 год, королева Виктория по-прежнему королева, Дизраэли все еще «дизраэлит» кабинетом министров, джентльмены развлекают себя игрой в бильярд и футбол, одерживая одну за другой победы в старейшем футбольном соревновании — Кубке Англии, а «сирые и презираемые господами» рабочие работают до изнеможения, борются за свои права и безуспешно пытаются выиграть заветный Кубок. «Все меняется», когда двое шотландских футболистов переходят в «Даруэн» — английский клуб из одноименного фабричного города.
Между Сутером и Киннэрдом, капитаном сборной Англии, была гармония, талант и идея глобализации игры позволили Сутеру вывести игру на другой уровень. Но именно Киннэрд и итонцы превратили то, что называли «полевой игрой» — одну из разновидностей регби, в футбол. Так что один не мог существовать без другого.
Важное уточнение — в это сложно поверить, но в те славные времена футбол не был профессиональным, то есть в него играли исключительно из любви к самой игре, а не из-за денег.
В центре сюжета противостояние высокого и статного Артура Киннэрда, сына лорда и банкира, выпускника, разумеется, Оксфорда, обладателя чудесной окладистой бороды и нескольких кубков Англии в составе «Олд Итонианс», и обладателя поистине гэльского имени и густых усов малыша Фергуса Сутера, простого рабочего из Глазго, одного из тех самых шотландцев, перешедших в «Даруэн». Ферги и его друг с любвеобильной фамилией и характером Джимми Лав делают «Даруэн» реальной силой, угрожающей первенству «Итонианс», и уже в первом очном матче чуть было не выбивают их из Кубка. Джентльмены поступают не слишком вежливо и, воспользовавшись лазейкой в правилах, написанных ими самими (лидеры клуба возглавляли Футбольную ассоциацию Англии), добиваются переноса матча, в котором громят «Даруэн».
Противостояние джентльменов и пролетариата обостряется тем, что Джимми и Фергус, у которого в Глазго в заложниках у отца — пьянствующего тирана — остались мама и сестры, получают деньги за игру, что правилами джентльменов строго запрещено. Ассоциация пытается исключить их из турнира, герои сражаются на поле и вне его, переживают личные трагедии, преодолевают препятствия, иными словами, ведут себя, как и должно персонажам хорошей исторической драмы.
Единственная причина, по которой была создана Футбольная ассоциация, заключалась в том, что люди из высшего класса, которые изучали игру в школе, могли играть друг против друга в соответствии с набором согласованных правил, но с момента установления правил в 1860-х годах популярность спорта возросла.
Разумеется, это противостояние не только клубов, но и культур — ретроградной и прогрессивной, старой и закоснелой и стремительно растущей, наступающей первой на пятки. Да, о чем-то подобном Феллоуз рассказывал и в «Аббатстве Даунтон» — о последствиях изменений в обществе в эпоху роста массового производства, о ломке «старого мира», о том, как этот мир в лице нобилей всеми силами этим изменениям противостоял, но в «Английской игре» много внимания уделяется и другой стороне — рабочим.
Феллоуз с точностью и изяществом вписывает своих героев в контекст эпохи, служащей чем-то большим, чем просто красивой декорацией. 80-е гг. — время усиления борьбы рабочих за свои права, и «Даруэн», находящийся в центре Ланкашира — сердца хлопковой промышленности Англии, не остается в стороне. В то время как Артур и его друзья ужинают и спесиво рассуждают о том, как «эти варвары» пытаются украсть у них игру, даруэнцы поджигают дом главы Ассоциации хлопковой промышленности, снизившего и без того маленькое жалованье рабочим.
Не оставил в стороне Феллоуз и повышение роли женщин в обществе (в 1879 году в Оксфорде были основаны первые женские колледжи — Соммервиль колледж и Колледж Леди Маргарет). В сериале выписано несколько сильных женских персонажей: Альма, бойкая жена Артура, тяжело переживающая выкидыш и нашедшая спасение в помощи другим женщинам, и независимая Марта Элмонд, которая, несмотря на социальное положение и рожденную вне брака дочь, отказывается от чужой помощи и выбирает vivre sa vie и нести ответственность за совершенные поступки. Обеим тесно в условных рамках социальной функции своего пола, поэтому они довольно легко за эти рамки выходят. Важно сказать, что Феллоуз именно что реставрирует поздневикторианскую эпоху, не имплементируя в нее современных смыслов. В конце концов каждая из них достигает внутреннего согласия и вполне счастлива.
И конечно же футбол, вокруг которого герои кружатся в неумолимом танце под музыку времени, бывший столь важным и для чинных аристократов, и для простых рабочих, ставший социальным мостом, объединившим их, и превратившийся за век из игр десятков в игру миллионов… собственно, та самая «английская игра», вынесенная в заглавие сериала, названного так Феллоузом несколько иронично, учитывая то, насколько шотландцы ее изменили. Футбол здесь служит занятным, но все же фоном, на котором разыгрываются человеческие трагедии.
Впрочем, кроме как всегда превосходно рассказанной истории в духе времени, Феллоуз и его «Английская игра», возможно, помогут вам понять, почему футбол сводил (где же еще можно было безнаказанно заехать высокомерному снобу по ноге) и продолжает сводить с ума миллионы людей.
Один из главных героев сериала Фергус Сутер — историческая личность, внесшая огромный вклад в развитие футбола, до переезда в Англию работал каменщиком.
Статуя Фергусу Сутеру до сих пор стоит в английских городах Даруэне и Блэкберне, за футбольные клубы которых он играл.
Кевин Гатри, исполнитель роли Фергуса Сутера, большой поклонник футбола и шотландского «Селтика», играл за школьную команду и до сих пор играет в футбол в компании других знаменитых шотландцев, таких, например, как Джеймс МакЭвой.