Очаровательные мошенники появились в литературе и на экране давно. Первыми на ум приходят, конечно, Робин Гуд, Остап Бендер и иже с ними. Образ харизматичного обманщика со своим кодексом чести восходит к мифологическому архетипу трикстера, которого можно найти практически в любой культуре, будь то Локи у скандинавов или Гермес у древних греков. Плут привлекает своей непредсказуемостью, смекалкой и теми хорошими поступками, которые иногда ему вздумается совершить просто потому, что он может.
Во Франции тоже есть свой плутовской культурный герой. Это Арсен Люпен, джентльмен-грабитель, впервые попавшийся на глаза читателей в 1905 году, когда в журнале Je sais tout («Я знаю все». — Прим. SRSLY) вышел рассказ «Арест Арсена Люпена» авторства Мориса Леблана. История жизни и приключений Люпена, описанная в 28 книгах, множестве театральных постановок, экранизаций и даже комиксов, получила недавно новое прочтение, позволив сюжету выйти за рамки своей родной страны. Речь идет о сериале «Люпен» от самого, пожалуй, популярного стримингового сервиса Netflix. Прямо сейчас выходит второй сезон, и, благодаря успеху у аудитории, сериал уже продлили на третий.
В плане адаптации «Люпен» близок к совершенству. Вместо того, чтобы в очередной раз просто воплотить на экране знакомый каждому французу образ, писатель Джордж Кей представляет Люпена как ролевую модель для мошенника XXI века по имени Ассан (которого играет Омар Сай), чья история очень напоминает историю Люпена. В Лувре, одетый в бесформенный комбинезон и сжимая в руке коробку с чистящими средствами, Ассан смешивается с другими уборщиками, пылесосящими ковры и выносящими мусор. Но в той же сцене, когда он превращается в своего следующего персонажа, предпринимателя, присутствующего на аукционе, Ассан неторопливо входит в музей в великолепном фиолетовом костюме, широко улыбаясь и кивая всем белым богачам вокруг него. Благодаря своей харизме и актерским способностям герой может быть одновременно и безликим уборщиком (тут, кстати, просвечивает тема «невидимости» цветных людей и работников низкого ранга: их не замечают посетители и экскурсоводы) и в то же время галантным и уверенным в себе наследником большого состояния.
Пятисерийный «Люпен» — это первый мегахит Netflix на французском языке. Его популярность можно объяснить динамичностью сюжета, захватывающей детективной историей и, конечно, качественным и увлекательным оригинальным сюжетом. Предыстория Ассана — его отец был сенегальским иммигрантом, которого посадили в тюрьму за преступление, которого он не совершал, — уникальна, но оба персонажа (он и книжный Люпен) мотивированы несправедливостью. Если книжный герой был этическим преступником, воровавшим только у тех членов высшего общества, которые этого заслуживали (привет Робин Гуду), кражи Ассана зачастую продиктованы бунтом против расизма и социального неравенства, которые все еще есть в современной Франции.
Джордж Кей, английский писатель, работавший над сериалом BBC America «Убивая Еву», привносит в «Люпена» дерзкий дух своего предыдущего шоу, а также готовность не только оправдать ожидания аудитории, но и удивить зрителей непредсказуемым поворотом событий. Некоторые критикуют сериал за достаточно однобоко показанный Париж, однако в целом качество это не снижает. Другой вопрос — куцая репрезентация цветных сообществ Франции: даже при том, что главный герой — темнокожий, который борется за расовое равенство, многие его друзья и коллеги представляют собой преимущественно набор стереотипов. Однако при всех этих мелких недостатках у сериала большой потенциал, будем ждать выхода третьего сезона!
Подробнее о событиях предыдущих сезонов можно прочесть в наших карточках: первый и второй.