Джинсы, жвачка и итальянские туфли зеленого цвета
Однажды Александру Цекало в руки попал сценарий, действие которого разворачивалось в конце 1960-х. Само обращение к этой теме вызвало у продюсера ряд вопросов — он хотел понять, почему кинематографисты снова и снова возвращаются в прошлое, пытаясь то ли отыскать в нем что-то неизвестное, то ли окунуться в эпоху, которая давно ушла. После недолгих размышлений Цекало понял, что и сам не прочь снять фильм про шестидесятые. Одной из самых любопытных тем того времени ему показался феномен фарцовки, широко распространившейся после Фестиваля молодежи в 1957 году. Так и родилась идея для нового сериала.
Действие «Фарцы» происходит в далеком 1961 году, когда за нелегальную торговлю спекулянтов чаще всего не просто сажали в тюрьму, а расстреливали, однако, несмотря на суровое наказание, многие рисковали и занимались перепродажей заветных левайсов, европейских туфель и иноземных сладостей, ведь в местных магазинах разнообразие, увы, отсутствовало. Тогда же изучать опустевшие полки Москвы приезжает Андрей (Александр Петров). Долгое время он упорно трудился в провинции на благо государства, а теперь вернулся в столицу, чтобы наконец потратить накопленные деньги, например, на собственную свадьбу, начать новый этап в жизни и взяться за написание книг. Но пока юный романтик лишь декламирует стихи Рождественского и Евтушенко своим поклонницам, которых у него, кстати, немало, и пытается разобраться с проблемами друзей, пристрастившихся к заработку легких денег в его отсутствие. История разворачивается на фоне знаковых исторических событий тех лет. Среди них квартирник Булата Окуджавы, встреча Юрия Гагарина и пробы одной из героинь на роль в культовый фильм «Три плюс два».
Помимо Александра Петрова, в сериале снялись Филипп Горенштейн, Максим Емельянов, Алексей Веселкин, Зоя Бербер, Таисия Вилкова, Евгений Стычкин, Алексей Серебряков и многие другие современные отечественные актеры. Их игра, возможно, стала не последним фактором для формирования в целом положительного мнения о сериале. «Фарца» стал одним из первых российских проектов, который был продан крупнейшему в мире американскому онлайн-кинотеатру Netflix. Работая над сериалом, режиссер Егор Баранов вдохновлялся британской драмой «Острые козырьки», рассказывающей о криминальной жизни Бирмингема в двадцатые годы. Съемки «Фарцы» проходили в Минске и Москве в естественной среде, однако полноценный образ навсегда ушедшего прошлого пришлось восстанавливать с помощью компьютерной графики — изобретать 3D-модели автомобилей, чтобы наполнить проспекты машинами, и стирать все следы современных магазинов, когда они попадали в кадр.
И все-таки, пожалуй, наиболее занимательным является не процесс создания сериала, а обилие и разношерстность мнений, которые возникли у критиков после просмотра. Отечественные отзывы преисполнены праведного гнева, объясняемого тем, что изображенная в сериале эпоха шестидесятых вовсе не похожа на реальность, а зарубежные критики, напротив, единогласно восхищаются драматургией и атмосферой фильма, радуясь возможности узнать советскую историю изнутри с помощью аудиовизуальных сообщений. Такой разный взгляд на историю в очередной раз подтверждает расхожую мысль о том, что прошлое все-таки неподвластно для понимания современными людьми вне зависимости от количества исторических свидетельств.
История, которая лежит в основе фильма, сочетает художественный вымысел с историческими фактами и разворачивается в Советском Союзе начала 1960-х.
— Простите, я не помешал, у вас какое-то событие?
— У нас через пять минут обед, а обед — это всегда событие.