Одиннадцать долгих лет прошло с того момента, как Пол Уэстон — главный герой первых трех сезонов «Пациентов» в исполнении Гэбриэла Бирна, как казалось, навсегда попрощался со зрителями. Однако в прошлом году стало известно, что HBO намерено реанимировать сериал, но уже с новым главным героем.
Теперь «пациентов» лечит доктор Брук Тейлор, сыгранная звездой сериала «Оранжевый — хит сезона» Узо Адуба. В такой смене главного героя — с белого мужчины на темнокожую женщину — сложно не увидеть продюсерской дани интерсективному и требующему, в том числе, расового разнообразия духу времени.
Четвертый сезон ощутимо, если не болезненно, отличается от предыдущих, и первые четыре уже вышедшие эпизоды заставляют усомниться в их удачности. Действие перенесено из солидно-хмурого и дождливого пригорода Балтимора на залитое солнечным светом и теплом западное побережье, а прежний темный кабинет Уэстона с нависающими книжными шкафами и обилием дерева сменил просторный и бесформенный из-за стеклянных стен дом. Это не лучшим образом отражается на атмосфере сериала, большая часть сцен которого напрочь лишена неотделимого от терапевтического сеанса чувства интимности и «отдельности», секуляризированности от остальной жизни.
Дизайнерский дом доктора больше напоминает студию дневного ток-шоу. В этом же несколько мелодраматичном духе проходят и сами сеансы. Вспоминается дискуссия, вызванная когда-то методами Уэстона, совмещавшим, вероятно, психоанализ с гештальт-психологией. Методология же больше походит на «терапию» в стиле Опры Уинфри с утешениями и заверениями в том, что «все будет хорошо».
Кажутся не вполне подходящим для истории и режиссерские решения Мишель Макларен и Джулиана Фарино. Вместо театральной камерности прошлых сезонов, когда малейшее движение героев в кадре имело значение и создавало напряжение, в новом сезоне персонажи расхаживают в кадре чаще, чем сидят.
И хотя структура сериала осталась неизменной — сезон поделен поровну между тремя пациентами Брук и ее подругой Ритой на эпизоды-сеансы, — их содержание было подвергнуто ревизии в духе времени. Шоураннеры нового сезона Дженнифер Шур и Джошуа Аллен, как кажется, при проработке персонажей больше заботились о представительстве возможно всех меньшинств — национальных и сексуальных. Из трех персонажей (латиноамериканца Эладио, ухаживающего за больным ребенком, избалованной мулатки Лейлы и Колина, белого мужчины с проблемами с контролем гнева) двое представляют одновременно сексуальные и национальные меньшинства. Ура квотам! Ура интерсекциональности!
Дело, однако, не в самой бросающейся в глаза асимметрии (репрезентация, кроме шуток, важна), а в том, что она подменяет собой глубину психологической проработки кризиса героев, показанных, в первую очередь, как представителей своей группы, а не личностей (это особенно бросается в глаза в сравнении с героями прошлой «уэстоновской» поры). Это значительно упрощает и «удешевляет» их образы.
Так, главная проблема Колина, как кажется, кроется в самообмане, у Эладио «проблемы в прошлом», не дающие ему спокойно спать в настоящем, а у Лейлы… несносный характер и властная бабушка.
Бесхитростно показана и сама Тейлор, которая во время сеансов упорно перетягивает одеяло на себя. Информацию о ее проблемах с алкоголем, недавно умершим отцом и сожалениях о брошенном в 15-летнем возрасте ребенке (материнские чувства к которому она переносит на Эладио) Шур и Аллен вываливают скопом в одной серии.
Несмотря на то, что остается крохотная надежда на исправление ситуации в ближайших шести сеансах (вдруг шоураннеры осознают свои проблемы и встанут на путь исправления), все-таки создателям едва ли удастся изменить неутешительный итог: новый сезон далек от тонкости выделки предыдущих и способен только усилить тоску по ним.
Сериал основан на успешном израильском телешоу.
Четвертый сезон вышел после одиннадцатилетнего перерыва.
Создатель американской версии сериала — Родриго Гарсия, является сыном знаменитого писателя Габриэля Гарсия Маркеса.
— Ты знала, что я была отличницей в средней школе? Я получила награду декана в Стэнфорде. Ты знаешь, насколько это сложно… и тогда я подумала: «Поступлю в Уортон, получу степень магистра, отцу это понравится!» И я поступила и ради этого переехала в Филадельфию. И вот, сидя на занятии, я вдруг подумала: «Ради чего я все это делаю?!»
— Я думала, что это ваша работа, помочь мне разобраться в том, кто я. Вы хотите, чтобы я выполняла работу за вас?