Пришла, увидела, победила
Соскучились по длинным монологам, маханию колюще-режущими предметами и горам трупов, а Джордж Мартин что-то не торопится выпускать свои многочисленные запланированные сериалы? Мы нашли то, с чем вы можете скоротать время. Новый сериал «Домина» от Sky собрал в себе лучшее от «Игры престолов» и легендарного «Рима». А еще сдобрил все феминистской оптикой и рассказал, по сути, нечто похожее на развернутую историю Олимпиады Эпирской из фильма «Александр» 2004 года — та же сильная, умная и коварная женщина, которая хочет лучшего для своих детей любой ценой.
В центре сюжета здесь Ливия Друзилла — жена императора Октавиана Августа и мать будущего императора Тиберия. Именно ее глазами показана история Древнего Рима в период с 39 года до н. э. до 29 года нашей эры.
Поскольку сюжет не отклоняется от четкой линии исторической драмы, есть смысл напомнить вам, кто такая Ливия Друзилла и почему именно ее история может быть интересна не только шоураннерам, но и самим зрителям. Девушка родилась в семье видного политического деятеля и римской матроны и происходила из высшего сословия. В шестнадцать лет Ливию впервые выдали замуж — за военачальника Тиберия Клавдия Нерона, который был почти на 30 лет ее старше. Жизнь складывалась непросто: из-за политических распрей внутри страны семья подолгу скиталась, живя то на Сицилии, то вовсе в Грецию, причем Ливия уже родила двоих детей. Когда девушка знакомится с Августом, ей всего девятнадцать лет, ему — 23, оба они состоят в разных браках, у обоих есть дети, но все эти обстоятельства не помешали влюбленным в итоге пожениться. Все оставшаяся жизнь Ливии состояла из череды тонко выверенных ходов. С точностью профессионального шахматиста и хладнокровностью серийного убийцы Друзилла расправилась со всеми потенциальными наследниками престола со стороны Октавиана и укрепила на государственных и политических позициях своих собственных детей.
Роль женщины в Древнем Риме была незавидной, но и не безапелляционно бесправной. Да, зачастую девушек рано выдавали замуж, и всю жизнь они были обречены на ведение быта и бесконечное рождение детей. Но те, кому повезло родиться в знатной семье, могли рассчитывать на невероятную власть. Именно такой властью и непоколебимым уважением пользовалась Ливия. Ей не только удалось добиться высших государственных постов и блестящего будущего для своих детей, но также заслужить доверие своего мужа настолько, что она стала его любимым советником. Ливия наделялась особыми правами: публичные высказывания против нее считались государственным преступлением, на театральных представлениях она занимала место рядом с особо почитаемыми весталками, а после смерти ее внук, император Клавдий, обожествил свою знаменитую родственницу.
Действия в сериале развиваются с немыслимой скоростью. Уже в третьем эпизоде актерский состав полностью меняется, потому что события переносятся на двенадцать лет вперед, и Ливия из подростка превращается в зрелую женщину. Пожалуй, восьми эпизодов едва ли достаточно для того, чтобы полно раскрыть личность знаменитой римской женщины, а в смене актеров немудрено запутаться (когда этот прием использовали в «Короне», зрителям давали два сезона на то, чтобы привыкнуть к новому составу, здесь же создатели ограничиваются двумя сериями). Однако рассказанная история не просто достоверна, но и захватывает двух своей картинкой: здесь и впрямь столько правдоподобной раннецивилизационной жестокости, как это было в «Риме», «Трое», «300 спартанцах» и в других подобных исторических фильмах. Словом, если у вас есть желание освежить в памяти школьные знания по истории древних цивилизаций и восхититься пролитыми литрами бутафорской крови — добро пожаловать к экрану!
Всегда есть страх, что очередные роды станут последними.