Дерзко и смешно: режиссер «Стражей Галактики» переосмысляет кинокомикс DC о суперзлодеях
Кинопродукция студии DC способна как интриговать, так и раздражать даже самых равнодушных к комиксам зрителей. Во-первых, потому что авторы продолжают переосмыслять персонажей. Здесь уместно вспомнить Джокера, которого за десять лет сыграли четыре актера (Хит Леджер, Джаред Лето, Камерон Монахэн и Хоакин Феникс). Или очередное перевоплощение Бэтмена (Роберт Паттинсон) в фильме Мэтта Ривза. Во-вторых, некоторые фильмы серии настолько разрозненные, что объединить их в одну вселенную крайне нелегко. Этот пункт не обходит стороной и новый «Отряд самоубийц». Идея об условном ребуте возникла после волны критики в адрес предыдущей части Дэвида Эйра, которая отчасти была испорчена студийным монтажом.
Я рассматривал многих известных героев и преступников, но хотел придерживаться первоначального видения Джона Острандера — использовать в основном антагонистов второго сорта.
Но второй раз в этом году DC доказывает, что, несмотря на количество имен в титрах, только режиссеру под силу определить и реализовать потенциал будущей картины. Нелишним будет напомнить, что после отказа Зака Снайдера завершить работу над «Лигой справедливости» продюсеры нашли ему замену в лице Джосса Уидона — режиссера первых и вторых «Мстителей». Окончательный результат не устроил ни критиков, ни фанатов. Последние запустили кампанию по восстановлению снайдеровской версии. Измененный до неузнаваемости фильм с новым названием «Лига справедливости Зака Снайдера» в 2021 году снискал успех у публики.
Попытка студии нанять постановщика, уже снимавшего для главного конкурента — корпорации Marvel, — провалилась. Но, несмотря на это, боссы Warner Bros. пошли на риск и предложили снимать второй «Отряд самоубийц» постановщику обеих частей «Стражей Галактики». Джеймс Ганн, в то время уволенный по решению руководства Disney, согласился. Хоть со временем в прошлой должности его и восстановили, данное DC слово он сдержал.
Стремительно набирающий обороты сюжетный нарратив покажется непривычным для тех, кто не знаком с авторским почерком Ганна. Прямо на первых минутах через непродолжительные динамичные сценки зритель узнает агента спецслужб Аманду Уоллер (Виола Дэвис). В выгодных для США целях она до сих пор использует опасных, но обаятельных злодеев, причем крайне эффективно. Ведь если что-то пойдет не так, головорезам всегда можно взорвать головы, а за повиновение — помиловать.
Для новой миссии она отбирает без малого дюжину преступников, отбывающих срок в тюрьме Белль-Рив, — ослепительную подругу Джокера Харли Квинн (Марго Робби), вора с бумерангами в руках (Джай Кортни), наемника Блэкгарда (Пит Дэвидсон), хакера Саванта (Майкл Рукер), крепкую инопланетянку Монгал (Нг Мэйлин), спортсмена Копье (Флула Борг), мохнатое существо Ласку (Шон Ганн), стреляющего без промаха Бладспорта (Идрис Эльба), его близнеца по навыкам Миротворца (рестлер Джон Сина), гуманоидную акулу (голос Сильвестра Сталлоне), человека со сверхспособностью стрелять горошком (Дэвид Дастмалчян) и крысолова (Даниэла Мелшиор). Минуте этак на десятой члены сверхсекретного проекта «Отряд Х» (название «Отряд самоубийц» отныне считается уничижительным) с оружием наперевес высаживаются на южноамериканском острове под руководством полковника Рика Флэга (Юэль Киннаман). Теперь группа должна уничтожить лабораторию, в которой над заключенными ставятся эксперименты, а вместе с ней и тайный проект «Морская звезда».
Основное достоинство ленты — многомерное пространство, позволяющее вписать целый ансамбль звездных актеров. Персонажи Эльбы и Сины проходят через борьбу с идентичностью. Король Акула и девушка-крысолов познают дружбу. Странный персонаж Дэвида Дастмалчяна, стреляющий горошком, берет за душу не столько предысторией о ненавистной ему матери, сколько своим очарованием. Наконец, одна содержательная линия Харли Квинн попросту заменяет сольник «Хищных птиц». Впервые этот персонаж в исполнении необыкновенной Марго Робби — не только психопатка и соблазнительная спутница Джокера в рваных колготках, но и профессиональный боец, который не уступает другим членам отряда.
Отдельно отметим склонность постановщика к черному юмору. Стоит признать, этим Ганн одарен. Уйма гэгов «Отряда самоубийц» контрастирует с мрачной стороной DC Comics. В то же время несколько озадачивает появление причудливого монстра — морской звезды из космоса, которая выбрасывает из себя лицехватов, что отчасти напоминает одну из серий «Рика и Морти». Кажется, Ганн переборщил с иронией. Или же всерьез пошел вразнос.
Ненароком проносится мысль о том, что головы в этом фильме летят с плеч так же неожиданно и молниеносно, как в «Игре престолов». Когда нужно выкинуть второстепенного персонажа, его тут же пристрелят, а остальные герои непринужденно скажут: «Мы даже и не заметили, что он был с нами». При этом впечатляют драки, перестрелки и изощренные способы убирать противников с пути. В конце концов, проходка антигероев с использованием фирменной рапиды Зака Снайдера под трек Hey популярнейшей американской рок-группы Pixies — чуть ли не самая запоминающаяся сцена фильма.
Важную роль здесь играют и политические вопросы. В частности, южноамериканский кризис и накаленные международные настроения, где США — не самый безобидный агрессор. Жертвы в одной из сцен и вовсе специально выделенные категории граждан: диссиденты, журналисты, политики, оппозиционеры. И ясно одно: правительство на выдуманном островном государстве Корто Мальтезе в Южной Америке — сущее зло, не знающее слов «демократия» и «свободные выборы». Иной раз задумываешься, как кинокомикс ловко и бесхитростно умудряется отражать ежедневную политическую повестку из разных стран мира. В итоге кажется, Джеймс Ганн нашел успешную формулу для студии DC. Все, что так нравится фанатам — черный юмор, экшен-сцены и вечные вопросы дружбы, — могут сосуществовать в одном фильме, который без тени сомнения и зазрения совести хочется пересмотреть еще раз.
Джеймсу Ганну было разрешено использовать любого персонажа, которого он хотел. Тем не менее он намеренно решил обратиться в основном к менее известным персонажам.