Резерфорд-Фоллз — это небольшой городок где-то на северо-востоке США, названный в честь своего основателя — европейского колониста Лоуренса Резерфорда, заключившего когда-то торговый договор с местным индейским племенем минишонка, представители которого с тех пор проживают в резервации неподалеку. Иными словами, городок каких много — с геометрически выверенными линиями улиц, зелеными газонами и историей, наполненной эпичными событиями, вроде Великого Нападения Опоссумов...
Потомок Лоуренса, Нэйтан (Эд Хелмс) — последний Резерфорд, проживающий в родном городе. За несколько веков семья разрослась и теперь владеет многомиллиардной корпорацией, чудака Нэйтана, однако, больше всего интересует сохранение исторического наследия семьи и в частности статуи Лоуренса, стоящей прямо посреди дороги — месте заключения того самого договора. В нее то и дело врезаются зазевавшиеся туристы и после очередной аварии, жители требуют перенести статую. С этого и начинается «Резерфорд Фоллз».
Сама эта преамбула сильно напоминает предыдущие проекты одного из создателей сериала Майкла Шура, иронически воспевающего жизнь провинциальной Америки. У Резерфорд-Фоллз много общего и с городком Пауни из «Парков и зон отдыха» (который также подвергался нападению грызунов) и Скрэнтоном из культового «Офиса», но отличий между ними гораздо больше. Сериалам Шура при всей их сатиричности присуще теплое, почти любовное отношение к персонажам со всеми их недостатками и обычными проблемами, рассмотренными под микроскопом (это чувство здорово передает живая документальная камера).
Белые, афроамериканцы, латиноамериканцы и даже ирландцы представлены в сериале, в первую очередь, как индивидуальности, а не носители групповых интересов. И в этой части «Резерфорд-Фоллз» разительно отличается от предшественников, ведь, несмотря на комедийное начало, это сериал, прежде всего, о культуре коренного населения Америки и ее репрезентации.
Спустя несколько первых серий, фокус окончательно переносится на подругу Нэйтана Риган Уэллс, одну из представительниц племени минишонка, и Терри Томаса, возглавляющего казино в резервации — персонажей в отличие от Нэйтана далеко не комичных и вносящих в повествование долю патетики и серьезности, звучащих диссонансно по отношению к главной игриво-комедийной тональности. Это становится особенно отчетливым, когда Терри подает иск против Нэйтана и произносит пламенную речь, в которой обещает, что не успокоится, пока не вернет «все, что отняли у его народа».
Нарратив напоминает машину, сваренную из двух разных частей: линии Нэйтана и Риган связаны насильно. У каждого из них собственный квест — Нэйтана после нескольких придурковатых приключений лишают всего, включая его истерично-охраняемой самоидентификации (выясняется, что на самом деле он не Резерфорд по крови), а Риган наконец получает желанный культурный центр.
В этом сложно не увидеть не скрываемую тенденциозность сериала. «Резерфорд-Фоллз» - это продукт не только и не столько Майкла Шура и Эда Хелмса, сколько Сьерры Теллер Орнелас — коренной американки и одного из шоураннеров сериала. Кроме прямо артикулированных, простых, но важных истин о разнородности народа минишонка, сериал, как кажется несознательно, сообщает еще кое-что.
Размышления об истории Америки, озвученные Джошем Картером (журналистом, расследующим «казус Резерфорда»), подменяются недвусмысленным ответом: история – это ложь победителей. Раньше белых капиталистов, теперь, если судить по концовке, в которой к казино Терри переходит почти вся земля Резерфордов, - ложь краснокожих капиталистов. Справедливость равняется ресентименту.
Актер Дастин Миллиган также снялся в «Шиттс Крик» — еще одном сериале, действие которого происходит в вымышленном городе.
Эд Хелмс не только исполнил главную мужскую роль, но также выступил как один из создателей сериала и авторов сценария.
Над сценарием сериала работали в основном представители разных коренных народов Америки.
Всем плевать на настоящую историю. И ты получил, что хотел. Я — теперь Микки Маус, одеваюсь как клоун и взбиваю масло, никто не узнает историю моей семьи.
Я не успокоюсь, пока мой народ не получит все, что было у него отнято.
При всем уважении все образы твоей семьи — вранье. Эти хотя бы принесут деньги.