Платье мести, закат Britannia и закончившееся терпение будущего короля
Мы вряд ли сможем поспорить с тем, что выбор момента для выхода предпоследнего, пятого сезона «Короны», который не то что высмеивает, но явно обнажает семейные скандалы британской королевской семьи и иногда упивается ими, — совершенно неловкий: всего через пару месяцев после того, как королева Елизавета II внезапно (если такое вообще можно сказать про 96-летнего монарха) умерла, а ее сын стал королем Карлом III.
Пойдем дальше — именно пятый сезон «Короны», а не какой-либо другой хуже всего подходит для такой ситуации. «Корона» и до этого получала бесчисленные жалобы на то, что сериал не совсем точен в деталях (на самом деле сценарист сериала Питер Морган всегда признавал, что «Корона» — это воображаемая версия того, что могло бы происходить «за кулисами»). Но пятый сезон по этому критерию собрал больше всего помидоров: осуждения посыпались в двукратном размере, и даже — ни много ни мало — знаменитая британская актриса Джуди Денч осудила сериал за «неточное и оскорбительное изложение истории». И предложила Netflix отказаться от ответственности за каждый эпизод, заявив, что это вымысел (спойлер: потоковый гигант этого не сделал.)
Недовольны сюжетными «догадками» пятого сезона «Короны» были и непосредственные участники событий: в частности, бывший премьер-министр Джон Мейджор возражал против сцены в первом эпизоде сезона, в которой (тогда еще) Чарльз (в этом сезоне Доминик Уэст) приходит к Мейджору, которого играет Джонни Ли Миллер, чтобы поговорить о чем-то щекотливом. А конкретно — о том, что его мать Елизавета уже была королевой достаточно долго, и, возможно, пришло время подумать о переменах в интересах страны. Другими словами, он хочет, чтобы Мейджор изучил возможность подтолкнуть ее к отставке, чтобы Чарльз мог стать королем (на дворе экране 1991 год, и мы злобно хихикаем из 2022-го, зная, что ждать этого Чарльзу еще 30 лет). Мейджор утверждает, что этой встречи никогда не было и быть не могло, а выдумывать подобное «злостно». Да уж — особенно сейчас, учитывая, что Карл в конце концов стал королем, совершенно ужасно видеть его таким нетерпеливым в пятом сезоне!
Но мы в новом сезоне увидели в наследнике британской короны нечто совершенно другое. Чарльз в 90-х — деятельный, но запертый в апатии, любящий, но прикованный к несчастливому браку, жалкий, но по-настоящему искренний. И его нетерпеливое стремление что-то изменить, модернизировать, обновить идет вовсе не из эгоистического порыва, а из широкого интереса к модернизации монархии и из опасения, что к тому времени, когда он станет королем, этот институт может быть безвозвратно поврежден. В пятом сезоне мы невольно ощущаем самое большое сочувствие к героям за время просмотра сериала. Общий тон «Короны» всегда был сочувствующим — особенно Елизавете и принцу Филиппу, чей роман стал якорем для первого сезона, но, на самом деле, и всей семье. Членов королевской семьи в «Короне» изображают людьми, чья жизнь посвящена долгу, который в значительной степени находится вне их контроля, и пристальное внимание к их эмоциям и мотивам отвлекает внимание от институциональных вопросов, таких как цена жизни монаршей семьи и колониализм.
В этом сезоне мы жалеем Филиппа и Елизавету, претерпевающих очень личную боль разъединения и потери интереса друг к другу. Жалеем Чарльза и Камиллу, каждого — по своим причинам. Их история любви наполнена теплым и искренним светом несчастного разочарования, а горечь от вторжения в их частную жизнь, когда обнародованы записи их телефонных разговоров, преобладает над любым чувством сенсационности. Диану мы жалеем по причинам очевидным. Она в пятом сезоне показана изолированной и слабой: она любит своих сыновей, но нестабильна, раздражительна и неразумна, глупа и недальновидна. Игра Элизабет Дебики в рамках этого образа невероятна, телесность и физиогномика Дианы переданы ею точно до последнего движения. Единственное, чего ей может не хватать, — той теплоты, которую Диана всегда могла по крайней мере изображать на публике.
Если вы по отношению к этому сериалу избрали позицию роялиста, который считает, что монархия неприкасаема и божественна, то пятый сезон «Короны» заставит ваш глаз дергаться беспрерывно. Ведь съемочная команда «Короны» думает о монархах как о «несовершенных порядочных людях, которые, как и все остальные, рождены в обстоятельствах, не зависящих от их выбора». Это этакое «очеловечивание», за неимением лучшего термина. И ваше мнение о том, слишком мало в «Короне» сочувствия или слишком много, зависит в основном от того, чего вы ищете в королевской семье, и от того, ищете ли вы что-нибудь вообще.
А ответить на эти вопросы вам придется: например, когда вы будете смотреть гениальную сцену завтрака Чарльза и Дианы уже после развода, где ни вы, ни они сами не будете понимать, что происходит с их чувствами, как держать их под контролем и как сказать самое важное. Мы не уверены, насколько передача эмоций и характеров в «Короне» точна, но мы не можем отрицать, что если Диана кажется нам слишком слабой, а Чарльз слишком безответственным, то это именно потому, что их характер мы для себя придумали, а на самом деле не знаем его — как и сценаристы «Короны» не знают настоящих своих героев. Вот почему «Корону» смотреть важно, если вы интересуетесь историей Британии и королевской семьи: этот сериал наверняка сможет показать вам, что вы сами думаете о монаршей семье — и что это говорит о вас.