Загадочность и мистицизм — самые простые слова, которыми можно описать творчество артиста Mnogoznaal. Мрачный, местами депрессивный и сложный рэп навеян спокойной читкой и угнетающим звучанием. При этом сам артист не пытается усложнить содержание своих треков и не понимает людей, которые пытаются найти второе дно на поверхности. Mnogoznaal и правда достаточно нетипичный артист. Он состоит в творчество Dead Dynasty, но не находится под влиянием его лидера — Фараона. Он не мастерит хиты про девушек и запрещенные вещества, но и не уходит в чересчур андерграундное звучание. Mnogoznaal успешно держит «золотую» середину, отчего вызывает респект других артистов, хоть и не является первым лицом российского хип-хопа.
Детство Максима Лазина пришлось на стык эпох в Печоре — небольшом городке с населением меньше 40 тысяч человек в Республике Коми. Атмосфера тотальной безнадежности, безрадостного антуража и повальной миграции молодежи отразилась на Максиме и его творчестве. Один из его альбомов — «Гостиница Космос» — целиком посвящен только родному городу исполнителя.
В 12 лет парень начал увлекаться музыкой — среди наиболее влиятельных артистов он называет Фила Коллинза, The Notorious B.I.G. и Jay Electronica. Когда Максим учился в 10-м классе, у него появились психологические проблемы. Начиналось с голосов в голове, а продолжилось бессонницей. Точный диагноз артист не называет, однако неоднократно говорил о своем пристрастии к транквилизатору «Феназепаму». Бессонница прошла, однако психологические проблемы остались, отчего Максиму было достаточно тяжело находить в себе силы жить и учиться.
После окончания школы Максим переехал в Ухту и поступил в университет. Там он увлекся различными конспирологическими теориями про тайные правительства и золотые миллиарды, из-за чего однокурсники и некоторые учителя воспринимали его «как идиота». Однако интерес к глобальным заговорам не отбил у Максима другое пристрастие — к музыке. Поначалу он проявлял себя исключительно как битмейкер под псевдонимом Fortnoxpockets. Эти записи представляли из себя самостоятельные инструменталы, нежели дорожки для других артистов. В 2013 году вместе с рэпером Tilmil он попытался создать творческое объединение музыкантов с Крайнего Севера, чтобы помогать друг другу. Однако идея не нашла отклика у слушателя и каждый из участников пошел своей дорогой.
В том же 2013-м Максим отправился писать музыку в Санкт-Петербург, а уже через год совершил первый прорыв, выпустив сразу два мини-альбома — «Марш слонов» и «Иферус: Белые долины», где зарекомендовал себя не только как битмейкер. Другим важным событием стало приглашение Фараона вступить в творческое объединение Dead Dyasty. Артисты были знакомы с творчеством друг друга, хотя широкой популярности пока ни у кого из них не было. В тот год Максим обрел своих первых слушателей: он цеплял ярким стилем, детальной автобиографичностью и проникновенностью материала. На тот момент мало кто делал музыку в схожей с Многознаалом стилистике.
Оригинальность и непосредственность музыки привлекла одних и оттолкнула других. Широкой популярности и больших денег хип-хоп не приносил, и Максим принял в 2015 году решение уйти по контракту в армию. Артист отсутствовал год, однако на службе не забывал о творчестве и готовил материал для нового альбома. Можно было подумать, что парень уйдет в более грубое звучание и остросоциальную тематику, но Mnogoznaal и здесь удивил. «Ночной ловец солнца» опять же оказался сконцентрирован на личных переживаниях Максима, а концепция альбома строилась вокруг трех путей одного лирического героя. То есть его судьба зависит от изначального настроя и настроения, которые он выбирает.
Вслед за этим релизом пошел концертный тур и новые записи. Mnogoznaal с каждой новой пластинкой все больше утверждался в статусе самостоятельного уверенного артиста с самобытным звучанием. 2018-й ознаменовался альбомом «Гостиница Космос», который погрузил слушателя в атмосферу Печоры.
Стиль Многознаала отличается мрачной тематикой и тем самым мистицизмом, который Максим намеренно отрицает. Для него не так важна метафоричность и сложность текстов. Он ориентируется на качественное звучание и лаконичность смыслов. В этом плане наиболее наглядна параллель с Оксимироном** и релизом «Горгород». Мирон скрупулезно выстраивает свой мир, дополняя его историческими параллелями и отсылками к классической литературе. Mnogoznaal не старается усложнить содержание — его треки короткие и емкие, при этом загадочные и притягательные. Слушатель без контекста понимает посыл «Гостиницы Космос» и «Круга ветров» — музыка Многознаала погружает людей в авторский мир, наполненный рефлексией, опытом и неуверенностью. Творчество Максима неоднородно и многогранно, отчего следить за этим артистом по-прежнему дико интересно.