Кристиан Бэйл — не самое первое имя, которое приходит в голову, если надо вспомнить британского актера. За годы работы в Голливуде он уже стал насквозь американским — когда психопатом, а когда Бэтменом. И хотя он славится отнюдь не легким характером, у зрителей есть как минимум одна веская причина его обожать. Видя имя Кристиана Бэйла в списке ролей, мы можем быть уверены, что для своего образа он выложился на все двести процентов.
Возможно, изрядной долей этой своей уникальной способности отдаваться делу чуть ли не с суицидальным самозабвением Кристиан обязан родителям — папе-летчику и маме-циркачке. Что одна, что другая — профессии, способствующие перемене мест. Поэтому первые годы жизни юный Бэйл провел в бесконечной дороге. Маленькая семья исколесила и Альбион, и Европу, и даже Америку, заглянув в Калифорнию.
Лет в десять Кристиан весьма удачно засветился в нескольких рекламных роликах, но в кино попал, задержавшись на театральных подмостках. Зато в такой компании, что грех жаловаться — с самим Роуэном Аткинсоном в постановке «Ботаник».
Первый опыт съемок в полнометражном фильме у Бэйла тоже вышел на зависть многим. Да, мальчику пришлось местами нелегко, зато какой актерский экспириенс: отправиться в «империю зла» наводить мосты дружбы, сняться в сказке «Мио, мой Мио» у титулованного советского режиссера Владимира Грамматикова. По воспоминаниям самого артиста, условия временами были спартанскими, но ему очень помогал старший коллега, легендарный Кристофер Ли, подающий пример стойкости.
Но, как известно, практически единственный шанс для актера приобрести всемирную известность — сняться в Голливуде. Кристиан Бэйл и этого добился очень рано. В 1987-м, будучи еще подростком, он снялся в драматическом хите мастера беспроигрышных кассовых лидеров Стивена Спилберга — в «Империи солнца», фильме об ужасах японских концлагерей времен Второй мировой. До сих пор неизвестно толком, что больше вымотало парня — интенсивные съемки или тяжелая тема, а может школьная травля, однако юный Бэйл оказался настолько не готов к свалившейся на него славе, и даже взял перерыв на пару лет.
Однако, видимо, невозможно не вернуться в большое кино, если тебя зовет сам сэр Кеннет Брана. Снявшись у знаменитого шекспиролюба в «Генрихе Пятом», Кристиан вновь вплотную занялся карьерой, причем не только в большом кино, но и на ТВ — к примеру, в фильмах «Остров сокровищ» и «Убийство по-джентльменски» по роману Джона Ле Карре. Конечно, не все решения юного артиста были удачны. В 1992-м году мюзикл «Продавцы новостей» с его участием безнадежно провалился. Впрочем, критики все равно высоко оценили работу всех молодых актеров, а навыки танцев и пения пригодились Бэйлу на съемках музыкальной драмы «Дети свинга».
Когда Кристиану исполнилось двадцать, лучшие актерские академии Великобритании были готовы драться на ринге за такого студента, и он был принят во все сразу. Но он так и не получил образования — частично из желания остаться индивидуальностью.
На конец девяностых и начало нулевых пришлась масса самых ярких и самых популярных ролей Бэйла — «Американский психопат», «Бархатная золотая жила», «Эквилибриум»… Мощной вехой, конечно же, стал и триллер 2004 года «Машинист». Пожалуй, именно с него «фишкой» актера зрители стали считать его умение то «надувать» себя стальными мускулами, то худеть до состояния скелета (для «Машиниста» Бэйл похудел на 30 кг).
На фоне этого актерского подвига еще более мощным и опасным выглядел миллиардер Брюс Уэйн (можно просто Бэтмен) в исполнении Кристиана в мрачной комиксной трилогии Кристофера Нолана. Ко всему прочему Бэйл стал еще и самым молодым артистом, сыгравшим человека — летучую мышь. С тех пор парабола «набрал вес — потерял вес» стала его неизбежным спутником. В 2011-м Кристиан вновь так похудел для фильма «Боец», что даже пошли слухи о том, что актер смертельно болен. Впрочем, кто будет обращать внимание на слухи, если в итоге наградой за страдания становится заветная золотая статуэтка «Оскар»? К примеру, в 2013-м и 2017-м Бэйл получал номинации от американской киноакадемии за роли в фильмах «Афера по-американски» и «Власть», и для обеих он изрядно полнел. А затем, в 2019-м, как и всегда, молниеносно похудел для роли одержимого любимым делом героя фильма «Форд против Феррари».
Но куда деваться: глядя на то, как шикарен и убедителен Кристиан Бэйл в любой из своих ролей — красавчика, смешного толстяка, супергероя, маньяка и так далее, довольно быстро приходишь к выводу: дело тут совсем не в весе. А в том, что внутри. В таланте, конечно же.
В жизни Кристиан — фигура противоречивая. С одной стороны, его называют самым верным мужем Голливуда, так как он много лет женат и никогда не был замечен в похождениях. Зато его скандальный характер не секрет даже для интернета: на съемках «Терминатора» кто-то умудрился заснять, как Бэйл страшно ругается на оператора из-за его оплошности. Однажды даже собственные мать и сестра подали на актера заявление в полицию из-за его агрессии. Правда, через несколько часов забрали.
При этом Кристиан очень любит животных и занимается благотворительностью, так что взрывную натуру ему частенько прощают. Гений же! А вот в роли плохого парня мы увидели его во супергеройской франшизе «Марвел»: в 2022 году Бэйл появился в фильме «Тор: Любовь и гром», где сыграл злодея Горра — Убийцу богов. Кроме того, актер может засветиться в «Мегалополисе» Фрэнсиса Форда Копполы и совершенно точно в «Амстердаме» своего старого приятеля Дэвида О. Рассела.