Лука Гуаданьино — пример того, как фильмы снимает настоящий художник. Человек, умеющий обращаться с красками, материалами, текстурами. В своих киноработах он старается быть разным, но каждая полна абсолютно фирменной чувственности, тактильности, будь то солнечная любовная история, наполненная воздухом и светом, или душный хоррор среди пыльных портьер.
В детстве Лука был застенчивым и мечтательным ребенком и вместо того, чтобы бегать и орать, как полагается всякому приличному итальянскому мальчишке, любил где-нибудь отдохнуть с книжкой, а лучше посмотреть кино. Первые кинематографические опыты он начал еще в восемь лет, а в девятнадцать уже представил публике свою первую документальную короткометражку. На римском кинофестивале для дебютантов Fringe картина одержала победу, а про начинающего режиссера написали в газете.
Окончив школу, Лука учился в Университете Палермо и римском университете «Сапиенца», на факультете истории и критики кино. Там же защитил диссертацию по творчеству режиссера Джонатана Демме («Молчание ягнят»).
Первый полнометражный фильм Гуаданьино «Протагонисты» был неплохо принят публикой и участвовал в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля. Там снялась Тильда Суинтон — актриса, с которой режиссер с тех пор почти и не расставался, стараясь ее задействовать практически в каждом своем проекте.
Она же снялась в его картине «Я — это любовь», одной из самых успешных в фильмографии Гуаданьино, собравшей номинации на премии «Оскар», BAFTA и «Золотой глобус».
Две небольших победы на Венецианском фестивале одержал фильм «Большой всплеск», снятый по сюжету ленты «Бассейн» 1969 года. В актерском составе — снова Тильда Суинтон, а еще юная Дакота Джонсон, тоже впоследствии запавшая режиссеру в душу.
Однако все эти успехи однозначно затмила следующая работа Гуаданьино «Назови меня своим именем» с участием голливудским звезд Арми Хаммера и Тимоти Шаламе. История не для консервативного зрителя, вдруг сумевшая разнести тесные рамки авторского кино, найти понимание у довольно широкой аудитории и взять «Оскар» за сценарий. Лука наконец по-настоящему сделал себе имя, позволяющее затевать проекты мечты.
Одним из таких стал хоррор «Суспирия» — дань уважения одноименного фильму Дарио Ардженто, когда-то поразившему маленького Луку. В десять лет тот увидел постер на стене заброшенного кинотеатра, а спустя пару лет посмотрел саму ленту. Правда, после предыдущего триумфа, эта работа Гуаданьино вызвала у критиков смешанные чувства. «Суспирия» не то чтобы не удалась, но явно не оправдала тех ожиданий, какие вызвали трейлер и рекламная кампания. Осталась неизменной лишь способность Луки создавать в своих фильмах совершенно особое осязаемое пространство, магически влияющее на все органы чувств. Зрители не раз подмечали, что при просмотре фильмов итальянского режиссера получается практически дышать их воздухом.
Свои способности Лука использует не только в создании кинематографических работ, но и во вполне прикладных сферах: когда-то работа с Сильвией Фенди привела к их многолетней дружбе, и совсем недавно модельер пригласила Гуаданьино поработать над коллекцией мужской одежды бренда. Лука взялся за дело как и подобает перфекционисту — со всей серьезностью. Придумывал принты для тканей прямо во время съемок «Суспирии», организовывал показ, подбирал моделей.
Однако, главная страсть Гуаданьино — даже не одежда, а дизайн интерьеров. Он сам оформил свои апартаменты в палаццо XVII века в Креме, и после того, как об этом написали в The New York Time Magazine, услугами Луки как дизайнера-декоратора стали пользоваться друзья. В итоге дело пошло, и в 2018 году режиссер даже основал свою небольшую дизайн-студию под скромным названием studiolucaguadagnino.
Однако же, для мира кино Лука Гуаданьино вовсе не потерян — он постоянно работает над разными проектами, зачастую над несколькими одновременно, переставляя их в порядке приоритетности. В 2020 году вышел сериал «Мы те, кто мы есть» с подросшим Джеком Диланом Грейзером в главной роли (Эдди из нового «Оно»). Сериал в своем роде — старый добрый Лука с его исследованием сексуальности, подростковыми бунтами и невыразимой тактильностью бытия.
Теперь киноманы ждут от мастера ремейк культового «Лица со шрамом», байопик об Одри Хепберн, романтический хоррор «Целиком и полностью» с Тимоти Шаламе и спортивную драму Challengers с Зендаей. А вот продолжение романтической драмы «Назови меня своим именем» вряд ли когда‑либо будет снято: Шаламе занят съемками в блокбастерах, Арми Хаммер лишился карьеры из-за обвинений в сексуальных домогательствах, да и сам Гуаданьино хочет сосредоточиться на других проектах. К слову, у Луки на фоне занятости отменилась и экранизация романа Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед» для BBC, в которой должны были сняться Эндрю Гарфилд, Руни Мара, Кейт Бланшетт и Рэйф Файнс.