«Русский Роджер Эберт» по определению Квентина Тарантино, обладатель пса породы «корги» по кличке Ларс (угадайте, в честь кого). Терпеть не может спорт, не считает себя кинокритиком, хотя является самым известным кинокритиком страны. Является преемником Даниила Дондурея на посту главного редактора журнала «Искусство кино».
Антон Долин** родился 23 января 1976 года. Его мама — известная поэтесса и бард Вероника Долина. Брат Олег — театральный режиссер. Антон с отличием закончил филфак МГУ, а потом и аспирантуру ИМЛИ РАН. Темой его диссертации была «История советской повести-сказки». К слову, Долин является большим поклонником творчества Владимира Сорокина.
С 1997 по 2003 год работал корреспондентом и ведущим на радиостанции «Эхо Москвы» (программу «Книжечки» мы бы сейчас послушали). С 2007-го вел много говорил о кино на радиостанции «Маяк» в компании Тутты Ларсен, Антона Комолова и Ольги Шелест. В 2019-м оставил «Маяк» ради собственного подкаста «Спутник кинозрителя с Антоном Долиным** ».
Вообще Долин — гиперпродуктивный автор. Среди его книг — «Такеси Китано. Детские годы», «Джим Джармуш. Стихи и музыка», «Ларс фон Триер. Контрольные работы», «Оттенки русского. Очерки отечественного кино», «Как смотреть кино». И это, не считая текстов для «Газеты. Ру» и «Московских новостей», авторских колонок в «Эксперте», «The New Times», «Ведомостях» и «Афише».
Ведет передачи на «Серебряном дожде», Первом канале (приглашенный кинокритик в передаче «Вечерний Ургант» уже как лет семь), а также постоянную колонку на сайте «Медузы» с 2017-го. Тогда же, летом 2017-го, ко всему прочему становится главным редактором старейшего российского издания о киноиндустрии — «толстого» журнала «Искусство кино», сменив на этом посту Даниила Дондурея. В марте 2022 года Антон перестал рулить «ИК».
Мастерски владеет искусством общения в интернете. Досаждает публике то тем, что слишком хвалит «слабые» (по их мнению) фильмы, то тем, что является привилегированным цисгендерным гетеросексуальным мужчиной (неизвестно, что хуже). Он спокойно воспринимает критику, но если что, может и к черту послать.
В отличие от многих коллег, не желает снимать фильмы сам. Является аудио-, библио- и синефагом, поглощает культуру с бешеной скоростью. Неплохо разбирается в современной академической музыке. Считает, что практически в каждом фильме можно разглядеть «зерно» и понять, «что хотел сказать автор» — в крайнем случае, додумать за него.
Главное свойство Антона Долина** можно описать как midas touch — все, к чему он прикасается, превращается в золото (читай, продается). Его жаждут видеть и слышать в нескольких местах одновременно, а те, кто яростно критикует его авторский стиль, не против бы заиметь хотя бы часть этой славы. Как мы их понимаем!
В апреле 2021-го кинокритик завел свой ютьюб-канал «Радио Долин», где сразу запустил одноименное шоу, в котором ведет монологи обо всем на свете, но в приоритете, конечно, фильмы и культура. Следом Долин стал публиковать детальные разборы отдельно взятых лент, которые, по его мнению, имеют значение для киноиндустрии. А в ноябре на канале появилась новая рубрика: теперь еженедельно журналист будет освещать грядущие премьеры, правда, не один, а со своим корги Ларсом.