Самая неамериканская американская актриса, прошедшая путь от «Сумерек» до фестивального инди-кино.
Кристен одновременно женственна и брутальна: она может сбросить туфли за 700 евро и пройтись по каннской красной дорожке босиком в знак протеста, но при этом не перестать быть амбассадором бренда Chanel.
Родилась Кристен Джеймс Стюарт в долине Сан-Фернандо, Лос-Анджелес, эдакой «окраине западной цивилизации». Ее отец был продюсером и режиссером многочисленных шоу на канале Fox, а мама — скрипт-супервайзером. Малышка Кристен с детства участвовала в школьных постановках, где в один прекрасный день ее и заметил агент. Сначала родители были против начала актерской карьеры дочери в столь раннем возрасте, но бойкая Стюарт уговорила их и начала штурмовать все близлежащие прослушивания.
В одиннадцать лет Кристен выбрала сама Джоди Фостер на роль своей дочери в триллере
Дэвида Финчера «Комната страха». Один из самых жутких моментов фильма и пролог большой актерской карьеры Стюарт — сцена, где ей приходится изображать диабетический приступ. Члены съемочной группы даже подумали, что актриса не симулирует, а судороги девочки — самые настоящие.
Дальше были роли как в проходных в мелодрамах («В стране женщин»), так и в симпатичных независимых фильмах («Говори», «В диких условиях» и «Парк культуры и отдыха»). Последний, кстати, положил начало дружбы Кристен с Джесси Айзенбергом, с которым она потом снимется в трешовых «Ультраамериканцах» и вудиалленовской «Светской жизни».
В семнадцать лет для Кристен началась эпоха «Сумерек»: споры по поводу того, бесталанно или гениально сыграна Белла Свон, не утихают до сих пор. Параллельно получая награды MTV за «Лучший поцелуй» со своим тогдашним бойфрендом Робертом Паттинсоном и «Золотую малину» за актерские изыскания, Кристен продолжала тянуть телегу «инди кида», как ее в свое время удачно назвала постановщица первой части вампирской саги Кэтрин Хардвик.
В 2010-е Стюарт увлеклась сильными героинями, и одной из них стала Джоан Джетт, солистка легендарной женской панк-группы The Runaways. Правда, ни метод Станиславского, ни менторство самой Джетт не смогли сослужить байопику «Ранэвэйс» хорошей службы. Следующими работами Кристен были экранизация «На дороге» ее любимого Керуака, фэнтези «Белоснежка и охотник» (с режиссером которого она якобы изменила Паттинсону), сандэнсовский «Лагерь «X-Ray» и органичный дуэт с Джулианной Мур в фильме «Все еще Элис». Впереди маячил актерский прорыв.
Я очень предана правде, и, мне кажется, когда люди боятся этого, то они пытаются симулировать цинизм и опытность. Я не циник, но и не наивна. Я воспринимаю вещи такими, какие они есть.
В 2013-м на пороге появился Оливье Ассайас. Именно благодаря ролям у французского постановщика Стюарт удалось отчасти стать «иностранной» актрисой. В его «Зильс-Марии» она играет Валентину — преданную ассистентку актрисы Марии Эндерс (Жюльет Бинош), которой предлагают роль в ремейке хитовой пьесы о драматичных отношениях зрелой женщины и ее помощницы. Кристен стала единственной американкой, награжденной французской премией «Сезар» за роль второго плана в этом фильме. В 2016-м зрителей ждал абстрактный «Персональный покупатель», где ее героиня Морин ждет знака от недавно умершего брата — у них была «особая связь». Подобная связь сложилась у Кристен и с Ассайасом: режиссер разрешил ей импровизировать, и Стюарт органично заполнила собой кадр, будто бы не предпринимая особых усилий.
Дальше была демонстрация травести-способностей актрисы в «Джеремая Терминатор ЛеРой», блеклый байопик «Опасная роль Джин Сиберг» о звезде годаровского фильма «На последнем дыхании», сай-фай-триллер «Под водой» и ремейк «Ангелов Чарли», в котором Стюарт играет сорвиголову Сабину, богатую наследницу с Парк-авеню.
В 2021-м Кристен появилась в образе принцессы Дианы в байопике «
Спенсер» Пабло Ларраина, сорвав овации критиков, зрителей и номинацию на «Оскар», и начала готовиться режиссерскому дебюту в большом кино. В коротком метре она впервые показала себя еще в 2017-м, сняв мини-фильм «Пойдем поплаваем», впервые представленный на Каннском кинофестивале, и клип на песню Down Side of Me группы CHVRCHES. Тогда же ей попались мемуары Лидии Юкнавич «Хронология воды». Едва прочитав сорок страниц книги, Кристен уже бросилась строчить письмо автору с просьбой об экранизации. «Я напишу лучшую, б@#$%, женскую роль», — грозится Стюарт-режиссер, заручившись покровительством самого
Ридли Скотта. В 2022-м она появилась в боди-хорроре «
Преступления будущего» Дэвида Кроненберга и прикрепилась к романтическому триллеру Love Lies Bleeding.
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ