Кирилл Серебренников — тот редкий тип художника, которому плевать на медиум-специфичность, ибо ему подвластно и кино, и театр, и телеэфир.
Серебренников родился 7 сентября 1969 в Ростове-на-Дону. Несмотря на то, что еще в школе ставил спектакли, выбрал физический факультет местного госуниверситета. В студенчестве и немного после режиссировал постановки во всех театрах РнД, а 1991-м перебрался на телик. На ростовском ТВ занимался всем, чем только можно — снимал рекламу, клипы (в том числе группе «Там! Нет Ничего»), документалки, телеспектакли и просветительские проекты о музыке и кино.
В 1998-м вышел его жутковатый полнометражный дебют «Раздетые», и так бы и кантовался КС (расхожее сокращение, его обычно используют быстро печатающие зумеры) на родном юге, пока в 2000-м его не позвала в Москву Алла Демидова — для постановки на канале «Культура» композиции по рассказам Ивана Бунина «Темные аллеи».
Первой столичной постановкой стал «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева в Центре драматургии и режиссуры в 2001 году. Как сострил Вадим Рутковский, именно с него «в русском театре начался не календарный — настоящий XXI век». Дальше пошли пьесы братьев Пресняковых, «Господа Головлевы» и скандальный перфоманс «Человек-подушка».
До августа 2012-го Кирилл Семенович был самобытным талантливым режиссером, а после, на посту худрука «Гоголь-центра», для него началась уже другая эра. До нее впрочем, Серебренников успел снять «Изображая жертву», «Юрьев день», «Измены» и короткометражку «Поцелуй креветки» с его тогдашним любимцем Юрией Чурсиным, а также набрать и выпустить актерско-режиссерский курс в Школе-студии МХАТ, ставший потом костяком обновленного ГЦ.
Со своими любимыми ребятами из «Седьмой студии» КС ставит «Идиотов» по мотивам фильма Ларса фон Триера, визитную карточку театра «Мертвые души», «(М)ученика», по которому потом снимет фильм, «Кому на Руси жить хорошо», «Машину Мюллер», «Кафку», цикл поэтических спектаклей по Пастернаку, Ахматовой и Пушкину и, конечно, же #спектаклькоторогонебыло «Сон в летнюю ночь». С августа 2017 года по апрель 2019-го Серебренников просидел на вынужденном «карантине», пытаясь при помощи заметок и видеопосланий закончить фильм «Лето» и балет «Нуреев» для Большого театра.
В феврале 2021 года стало известно, что власти Москвы решили не продлевать контракт с Кириллом Семеновичем. Новым худруком «Гоголь-центра» был назначен Алексей Агранович.
Тем не менее Кирилл Серебренников по-прежнему crème de la crème светской тусовки, авторитет среди «думающих» москвичей, спасающихся от отчаяния в театральных катакомбах и на презентациях неважных по качеству, но поражающих величием замысла документальных фильмов о героях андеграунда. Говоря о нем в кадре, важные деятели московской тусовки используют фамильярное и нежное «Кирилл», стремясь показать свою «близость к телу».
Кирилл Семенович хорошо известен за границей и является одним из амбассадоров так называемой «России будущего». Любая премьера Серебренникова — большое событие. Его ленты если не завсегдатаи Каннского фестиваля, то, во всяком случае, частые гости. В 2016-м туда ездил «Ученик», который по итогу получил приз Франсуа Шале, в 2018-м — фильм «Лето», взявший награду за лучший саундтрек. Три года спустя в Каннах состоялась премьера «Петровых в гриппе», а в 2022-м премьерилась «Жена Чайковского», где главные роли исполнили Алена Михайлова и Один Байрон.
Сейчас Серебренников снимает фильм об Эдуарде Лимонове, получивший название «Лимонов, баллада об Эдичке». Писателя играет Бен Уишоу — звезда фильма «Парфюмер: история одного убийцы», а его вторую жену — поэтессу Елену Щапову — Виктория Мирошниченко из «Дылды». Первые кадры уже увидели 75-е Канны, а премьера картины состоится в 2023 году и, есть вероятность, что тоже на каком-нибудь солидном смотре.