В современном мире, где на каждое слово и образ готовы повесить trigger warning, люди стали забывать, что искусство вовсе не обязано быть комфортным и вызывать лишь положительные эмоции. Иногда искусство бывает жестким и заставляет смотреть в самые мрачные углы жизни. Одним из таких деятелей, мастерски заставляющих зрителя провести полтора часа в полном дискомфорте, является Иван Твердовский — режиссер, который хочет стать «русским Фон Триером», как любят о нем говорить. А его «секрет» в том, что он не может оставаться равнодушным к человеческим страданиям и несправедливости.
Иван родился в семье известного режиссера-документалиста Ивана Твердовского-старшего и еще с детства усвоил, что жизнь творческого человека полна всяческих интересных занятий, а не пятидневной сорокачасовой пахоты, как у других смертных. Отец частенько брал Ваню на съемки, и близость к волшебному миру кино только укрепляла желание мальчика связать с ним всю свою жизнь. Где-то фоном мелькнуло внезапное желание стать дизайнером-озеленителем, но существенного вреда не причинило и впоследствии улетучилось.
В школе Иван не преуспел в точных науках и в конце концов поступил во ВГИК, в экспериментальную мастерскую режиссуры под руководством Алексея Учителя. Самая первая работа Твердовского — девятиминутная короткометражка о слепом ребенке «Святая канавка» — имела успех на российских фестивалях и заработала несколько наград за лучший дебют. Однако впоследствии Иван сознавался, что этот фильм даже не считает полностью своим — слишком много участия в создании принимали его отец и наставник Алексей Учитель.
Вырываясь из-под влияния авторитетов и привнося все больше своего в собственные произведения, Иван доказал, что может быть весомой и самостоятельной творческой единицей: в 2010-м его короткометражный фильм «Словно жду автобуса» получил диплом «Кинотавра» за смелую авторскую работу и ярко рассказанную историю. Пронзительный монолог главной героини многие критики и зрители называют гениальной находкой режиссера, превосходно раскрывающей замысел и «душу» картины. Короткий метр «Собачий кайф» в 2012 году также имел большой успех на кинофестивалях.
Один из наиболее известных полнометражных фильмов Твердовского — «Класс коррекции», где прогремели молодые артисты «Гоголь-центра» Филипп Авдеев, Мария Поезжаева и Никита Кукушкин** . Тяжелая драма из жизни отвергаемых обществом школьников получил премию на кинофестивале «Кинотавр» как лучший дебют и приз жюри прокатчиков, объездил, попутно собирая другие награды, множество фестивалей, в том числе международных. В частности, картина победила на Международном кинофестивале в Карловых Варах в программе «К Востоку от Запада».
Беспощадный реализм Твердовского часто разбавлен какой-нибудь фантастической составляющей, лишь подчеркивающей остроту его художественного видения. Так, в фильме 2016 года «Зоология» жизненные проблемы главной героини и ее противостояние обществу выражены через символ — у женщины внезапно вырастает хвост. А в картине «Подбросы», вышедшей еще через два года, у главного героя есть своеобразная суперсила. Юноша из-за редкого заболевания не чувствует боли, благодаря чему оказывается втянут в крайне опасную авантюру собственной матерью. На съемки «Подбросов» Твердовского вдохновил материал, собираемый им для документального фильма о работе полиции.
В 2020 году Иван снял наконец фильм «Конференция», на который долго и мучительно выбивал деньги и разрешения — в центре его режиссерского внимания трагедия мюзикла «Норд-Ост» и истории людей, чьи жизни навсегда изменились после произошедшего. В главной роли снялась Наталья Павленкова — муза Твердовского, актриса, под которую прицельно писался сценарий «Зоологии». В съемках участвовали даже реальные жертвы «Норд-Оста», в том числе актер Филипп Авдеев, игравший тогда в мюзикле одну из детских ролей.
В марте 2021-го Иван И. Твердовский стал членом Европейской киноакадемии. По словам режиссера, отныне он сможет принимать непосредственное участие в работе киноакадемии, в частности — голосовать за номинантов на премию EFA Awards, часто называемой «европейским "Оскаром"» и являющейся главной кинематографической премией Европы. Вместе с тем он получит право на выдвижение на нее собственных картин: когда Иван снимет свою следующую киноработу, она автоматически будет рассматриваться как соискательница награды EFA.
В июле Иван приступил к съемкам своего первого сериала для видеосервиса Premier. Главные роли в проекте «Люся» сыграли Данила Козловский и Кристина Асмус.
О своей личной жизни Иван Твердовский не распространяется принципиально, и в основном на этом поле сплетникам поживиться нечем.