Манижа, она же Manizha, к славе шла упорно через школьную сцену, певческие конкурсы и клубы, и так дошла до Ледового дворца. Ради творческой свободы в свое время послала британского продюсера Майка Спенсера, доказывая, что с нынешним развитием интернета можно не ориентироваться на лейблы, радио и, Боже упаси, телевидение, если есть голова, а в ней идеи. Среди хороших идей Манижи в свое время выстрелили 15-секундные видеоколлажи с музыкой в инстаграме* , где она сначала пилила каверы на Дэвида Боуи, Элвиса Пресли и других музыкантов, а потом перешла на свое. Там же выпустила свой первый альбом и продолжает в том же духе работать на соцсеточки, постоянно увеличивая армию фанатов.
Помимо творчества не боится тыкать палкой в болезненные общественные места, такие как домашнее насилие и ксенофобия, заодно топит за бодипозитив, призывая девушек валить от абьюзеров и перестать заморачиваться из-за убийственных стандартов внешности. Вместе с мамой запустила бесплатное приложение для жертв насилия SILSILA, где можно подать сигнал бедствия и найти убежище.
В 1991 маленькая Манижа Хамраева родилась в Душанбе, а уже в 1994 ее большая семья, полная творческой интеллигенции (дед Тоджи Усмон — писатель с собственным монументом в Худжанде), подхватив детей, сбежала в Москву от гражданской войны после того, как их дом разбомбило снарядом. В пять лет Манижа уже начала интересоваться музыкой и по этой части встретила понимание в женской части семьи. Сначала вроде бы не задалось, из музыкальной школы девочку быстро выперли, из хора она ушла сама, обидевшись на то, что ее поставили на вторые голоса, но потом с успехом участвовала в песенных конкурсах, собирая первые места или хотя бы честные симпатии слушателей.
В 15 лет начала выступать под псевдонимом Ру. Кола. Проект обещал быть жарким, с первым же синглом «Пренебрегаю» попал на Русское радио, в клипе на песню расхаживает молодой и стройный Слепаков. Под той же Ру. Колой Манижа выступила на сочинском фестивале «Пять звезд» где не победила, но запомнилась. Где-то между этим всем отучилась на психолога в РГГУ, что кануло в лету, если не считать историй, как она сдавала зачеты песнями.
Так или иначе, в продюсерском попсовом проекте Маниже стало тесновато, и она выплыла в большой океан, точнее в Лондон, где и произошла знаменитая история с продюсером Майклом Спенсером, работавшим в свое время с Кайли Миноуг и Jamiroquai. И от него Манижа Далеровна укатилась как сильный и независимый колобок, вернувшись в Россию искать себя дальше. Нашла себя, как всякая творческая интеллигенция, в Петербурге, куда отправилась с музыкантами группы «Ассаи». Также попела в группе Krip De Shin, но в конце концов психанула и ушла в сольное творчество, так никуда толком не вписавшись.
Точкой отсчета карьеры Манижи можно считать регистрацию в инстаграме* . Певица быстро просекла потенциал коротеньких видео, на которые когда-нибудь только и будет хватать внимания поздних миллениалов и ранних зумеров, стала стряпать видеоколлажи, петь каверы на Deftones, Боуи и Пресли, потому что когда девочки поют Адель — это скука и тоска зеленая. Популярность подросла, лайков и фолловеров прибавилось, и так она, наконец, отважилась выкладывать свои песни, в которых уже виден ее индивидуальный стиль. Чаще всего описывается как соул и энто-поп, а в целом качественный поп-продукт, самой Манижей определяемый как мультижанр без определенной национальности. Из песен в 2016 получился целый инстаграм* -альбом Manuscript. Успех приходил, узнаваемый голос нового автора услышали и запомнили, и она решила им пользоваться не только для песен, но и для выражения своей позиции.
За годы выступлений Манижу так допекли доброжелатели, советующие схуднуть, перекраситься и что-то сделать с «нерусским» лицом, что она в очередной раз психанула и повела кампанию за здоровый бодипозитив под хештегом #травмакрасоты, где призывала и продолжает призывать девочек любить себя и плевать на мнение общества и медиа. На позиции своей Манижа стоит крепко, нередко жертвуя фотосессиями в глянце, поскольку запрещает себя агрессивно фотошопить, а также одевать в те вещи, которые не сшила ее мама-модельер. В числе прочего фанатам запомнился концерт, прямо в процессе которого Манижа смыла сценический макияж и продолжила выступать с «босым лицом».
Сейчас Манижа в расцвете творческих сил, идет по своему пути маленького воина, отказывается вписываться в рамки, перекидывает через бедро хейтеров, подстебывает ксенофобов то клипом «Сейчас дважды не случится», то песней «Недославянка», собрала полный «Крокус Сити», развивает свои идеи в инстаграме* , душевно общается с аудиторией и вообще иллюстрирует собой портрет DIY-артиста в чистом виде, доказывая, что условности существуют для тех, кто не борется. Do it yourself, говорит Манижа, призывает не сдаваться и сама не сдается.
В марте 2021-го Манижа прошла национальный отбор на «Евровидение» с песней Russian Woman. И столкнулась с волной хейта: основной претензией недовольных комментаторов стал тот факт, что артистка отправится на международный конкурс с песней «Русская женщина», в то время как она сама является представительницей другой национальности. В последующих за этим интервью певица объяснила, что несмотря на таджикское происхождение считает себя русской. В итоге артистка попала финал «Евровидения», но заняла, увы, только 9-е место.
После выступления в Роттердаме в творчестве артистки наступило затишье: она пела только на фестивалях и на концертах. Осенью певица вновь вернулась к студийной работе и совместно с композитором Кириллом Рихтером записала новый EP Russian Woman Show, куда вошло пять треков с «живым» звуком. Зимой же Манижа релизнула англоязычную композицию Now or Never, которую анонсировала как «новую премьеру себя».