История Анны Меликян могла бы быть даже скучной: успех, успех, большой успех, небольшой скандал. Но когда творцу есть что сказать, история не может быть скучной.
Анна была талантливой рассказчицей нескучных баек с детства: умела, словно факир, гипнотизировать целые группы детей своими историями, сочиненными на ходу. Взрослые вовсю пользовались сверхспособностью Ани и частенько оставляли ее «за радио» в детском саду или на уроках в школе. Способность генерировать идеи была настолько непобедима в девочке, что режиссировать Меликян начала еще в школе, ставила спектакли, оживляла внутришкольную самодеятельность.
После школы Анна переехала в Москву и поступила во ВГИК на курс Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика. За короткометражку «До востребования», снятую еще во время учебы, ей вручили приз «Святая Анна» на конкурсе ВГИКа, а также награды на престижных зарубежных фестивалях в Мельбурне, Клермон-Ферране и Пуатье. С коротким метром у Анны вообще все было отлично: ее курсовая работа «Полетели», фильм Andante и диплом «Контрабас» принесли ей признание и награды, а также грант Госкино.
Какое-то время Анна работала на телевидении, снимала программу «Путеводитель», документальные фильмы. Продюсеры очень ценили перспективного режиссера, и заказов на различные шоу поступало море, но Анна Меликян всегда хотела снимать кино и в 2004 году выпустила свою первую полнометражку «Марс» с Гошей Куценко. На фестивале «Киношок» фильм получил специальный приз продюсеров.
И дальше Анну ждал невероятный прорыв — лента «Русалка», которая прославила режиссера и получила то, что достается немногим российским деятелям кино: награду фестиваля «Сандэнс» за лучшую режиссерскую работу, приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале и номинацию на «Оскар». Эта работа определила и стиль Анны Меликян, легко узнаваемый зрителями: легкий драматизм, щемящий юмор, странная героиня не от мира сего. Те же черты проявились в другом ее фильме «Звезда», взявшем приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре». Пронзительная лента о нелегкой судьбе начинающей актрисы-мечтательницы открыла кинопрому актрису Тинатин Далакишвили. Изначально на эту роль Анна хотела взять Екатерину Агееву, но та поступила в театральное училище, где был запрет на съемки в кино на первом курсе.
Еще один популярный проект Меликян — альманах «Про любовь», состоящий из нескольких новелл, объединенных монологом Ренаты Литвиновой. Средства для производства фильма предоставил бойфренд режиссера, владелец «Росгосстраха» Данил Хачатуров.
Ленту также оценили на «Кинотавре», но зато изрядно пополоскали в Интернете: разгорелся скандал в среде косплееров, так как режиссер попыталась в одной из новелл сделать сюжет о субкультуре и даже пригласила несколько реальных ребят на съемки. Однако, источники потом донесли, что в предмете никто разобраться не удосужился, слова косплеерам не давали и никаких консультаций не спрашивали. В итоге представление субкультуры вышло, мягко говоря, так себе, и активисты в Сети даже хотели подавать на этой почве в суд, но затем все как-то поутихло, а Анна получила своего «Золотого орла» из рук Никиты Михалкова. Журнал Variety и вовсе включил Анну Меликян в десятку самых перспективных режиссеров мира.
Анна выступает в роли продюсера не только своих фильмов, но и других довольно успешных телевизионных проектов: «Дневник Луизы Ложкиной», «Яна+Янко», «Кризис нежного возраста». Поиском и продюсированием новых талантов с некоторых занимается кинокомпания Анны «Магнум».
В числе прочего, Меликян не забывает заниматься благотворительностью. В 2018 году на аукционе Action! был продан короткометражный фильм «Нежность», а средства передали в фонд Константина Хабенского.
Спустя столько лет к Анне все-таки вернулась смешная девчонка Екатерина Агеева, когда-то покорившая ее своей непосредственностью на кастинге: актриса снялась в новом фильме Анны «Фея», которая станет своеобразным завершением трилогии о странненьких девочках, меняющих мир к лучшему. Анна даже воскресила двух своих героинь из «Звезды» и «Русалки», уложив их всех на одну кровать за просмотром сериала.