Стивен Спилберг — режиссер, который по-настоящему творит историю кино. Редкий кинодеятель, у которого практически каждая работа превращается в знаковое жанровое событие.
Забавный факт — в детстве родители какое-то время запрещали Стивену смотреть телевизор и придумывали для этого целую систему. Уходя из дома, они накрывали телевизор тряпкой и ставили на него предметы, добавляя волосок, который мальчик должен был непременно сдвинуть при попытке откинуть завесу. Однако Стивен наловчился каждый раз укладывать волосок в нужное место и не палиться.
Телевизор был отдушиной мальчика в его грустной жизни — когда семья переехала в маленький город Финикс, он стал единственным евреем в классе, из-за чего подвергся буллингу. Плюс парнишка страдал от дислексии, что не способствовало увеличению его популярности в школе.
Все-таки заметив неподдельный интерес ребенка к телевизору, отец решил, что нужно направить «вредную привычку» в полезное русло и подарил отпрыску 8-миллиметровую кинокамеру. Двенадцатилетний Стивен отправил на конкурс любительских фильмов свою короткометражку «Побег в никуда», в которой снялись его одноклассники, и выиграл главный приз. В 17 лет парень уже снял полный метр — «Небесные огни», с настоящим саундтреком, который сыграл школьный оркестр. Работу даже показали в местном кинотеатре. Бюджет картины составил 500 долларов, а на билеты на показ стоили всего по 1 доллару. В итоге на показ «Небесных огней» пришел 501 человек, и, можно сказать, фильм полностью окупился, хоть Спилберг и заработал всего доллар.
В процессе получения высшего образования на Стивена уже положила глаз студия Universal — отметив в первую очередь его короткометражку «Бредущие». Молодой режиссер получил возможность работы на крупного босса. В процессе он произвел впечатление на голливудскую диву — Джоан Кроуфорд, которая сразу приметила в Спилберге большой талант и оставалась его подругой вплоть до своей смерти.
Слава пришла к Стивену после двух уже снятых картин: напряженного телефильма «Дуэль» и драмы «Шугарлендский экспресс». Собственно, прославили его знаменитые «Челюсти» — триллер о гигантской акуле, надолго задавший тренд на подобные киноаттракционы.
Спилберг не расслабился и почти сразу снял «Близкие контакты третьей степени», которые также имели большой успех, в том числе и кассовый.
В 1982 году Стивен снял трогательного «Инопланетянина», открыв миру еще одну свою режиссерскую грань, а также талантливую актрису Дрю Бэрримор. Через два года последовал еще один впечатляющий заход в вечность — приключенческий фильм «Индиана Джонс и храм судьбы».
Уже существующего успеха Спилберга хватило бы на всю жизнь какому-нибудь другому режиссеру, но он только разогнался и в 1993 сделал это дважды: выпустил «Парк Юрского периода» и «Список Шиндлера». С последним пришлось нелегко — Стивен долго не мог решиться на фильм о Холокосте и пытался отдать сценарий то Мартину Скорсезе, то Роману Полански. Последний отказался наотрез, так как сам в детстве бежал из краковского гетто и потерял в лагерях свою мать. Скорсезе же ответил, что такое кино может снять только еврей, и пришлось Спилбергу выкручиваться самому. В итоге проект принес своему создателю семь премий «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру. При этом Стивен не взял себе ни кусочка прибыли от кассовых сборов — вырученные деньги он отдал на благотворительность.
В творческом потоке Спилберг всегда удивлял своей разноплановостью. Сняв картины про инопланетян и динозавров, мог легко выдать тяжелую военную драму — «Спасти рядового Райана». Через три года — грандиозный и невероятно рыдательный «Искусственный разум». А потом авантюрную комедию «Поймай меня, если сможешь» и трагикомичный «Терминал».
В 2018 году Стивен, как заядлый геймер, дал себе волю и выпустил большой экшн «Первому игроку приготовиться», где отвел душу на многочисленных отсылках к играм и массовой культуре. В 2021, в очередной раз доказывая, что никаких жанровых преград для него не существует, он переложил на новый лад старый мюзикл «Вестсайдская история». Самая последняя на сегодняшний день работа Спилберга — автобиографичная драма «Фабельманы», где он рефлексирует на тему своего детства в Аризоне.
Больших успехов Стивен добился и как продюсер: стоит отметить хотя бы то, что именно он поспособствовал выходу фильмов «Назад в будущее» и «Люди в черном».
Личная жизнь
Личная жизнь Спилберга складывалась по-разному. Первая жена Эми Ирвинг значительно опустошила карман супруга при разводе, получив сто миллионов долларов. Зато женитьба на актрисе Кейт Кэпшоу принесла режиссеру долгожданное счастье и стабильность.