Дэмьен Шазелл — пример для всех ленивых мечтателей, не верящих в успех. Его история прямо указывает на необходимость пахать как заведенный, чтобы все получилось. Потому что у него получилось все — история самого молодого лауреата «Оскара» за лучшую режиссуру говорит сама за себя.
Дэмьен был нервным и впечатлительным ребенком — по собственному признанию. Ему повезло родиться в интеллигентной и образованной семье, в хорошем районе. С ранних лет его увлекал кинематограф, да какой: не какие-нибудь динозавры против пришельцев, а «Шербурские зонтики» и «Касабланка».
При всей любви к кино Шазелл тратил огромное количество времени и сил на музыку — он играл на барабанах в школьном джаз-бэнде Princeton High's, и нетрудно догадаться, какой опыт он сохранил и обработал для своей будущей оскароносной «Одержимости». Дирижер группы был властным, грубым человеком, из-за которого Дэмьен барабанил по шесть-восемь часов в сутки, ранил себе руки и трепал нервы ради похвалы.
Как-то раз парню попался фильм «Цельнометаллическая оболочка», и он поразился тому, насколько кино может отражать чей-то опыт в метафорическом смысле. Фильм о войне как будто пересказывал Дэмьену его страдания в музыкальном коллективе, притом напрасные — никакого особого успеха на этом поприще он не добился.
Впечатленный Шазелл с музыкой завязал и поступил в Гарвардскую киношколу, изучая режиссуру и кинопроизводство. В 2009 году он снял свой первый фильм — драматичный мюзикл «Гай и Мэдлин на скамейке в парке». Дебютная история была уже очень «шазелловской», с его авторскими примочками: быстрыми смазанными переходами камеры whip pan, музыкой и танцами и, конечно, обреченной любовью. Проба пера обошлась Дэмьену в 50 тысяч долларов и не принесла особого дохода, но привлекла определенное внимание критиков, в основном положительное. Начинающий кинематографист переехал в Лос-Анджелес, где первое время перебивался написанием сценариев по заказу. Не всегда узнаешь руку мастера в его поделках — например, «Последнее изгнание дьявола. Второе пришествие». Также Дэмьен работал над сценариями картин «Торжественный финал» и «Кловерфилд, 10», и это немного ближе к собственному стилю.
Пока наемный труд приносил необходимые для выживания деньги, Дэмьен лелеял свои мечты. Идея снять голливудский мюзикл пришла к нему еще в юности. Он собирал фотографии звезд золотого века Голливуда, продумывал мелочи, героев, номера, костюмы. Однако проект казался слишком масштабным и дорогим для новичка, и Шазелл сосредоточился на более реальной «Одержимости», держа в уме свой прекрасный фантом. Сценарий «Одержимости» всем нравился, но никто не хотел его снимать. Так он оказался в «Черном списке лучших сценариев», которые имеют большой потенциал, но лежат под сукном долгие годы.
Так бы он и лежал, если бы не режиссер Джейсон Райтман (постановщик «Джуно», например). По его совету Дэмьен снял короткий метр с куском из сценария и отправил его на «Сандэнс» в 2013 году. Ленте достался приз жюри, после чего проект наконец получил свой бюджет.
За девятнадцать дней «Одержимость» была снята, и все в итоге выиграли. По сей день фильм является образцом сценарного искусства, который разбирают студенты-кинематографисты. Он получил три «Оскара» из пяти номинаций, пережил триумф на «Сандэнсе» и, безусловно, открыл киноделам глаза на своего создателя. Мечта сбылась — Дэмьен получил деньги на съемки «Ла-Ла Лэнда».
Выстраданный мюзикл имеет свою необыкновенную историю, с забавными и не очень происшествиями. Эмма Уотсон не снялась в фильме из-за съемок в «Красавице и чудовище», а Райан Гослинг отказался быть Чудовищем ради «Ла-Ла Лэнда». Режиссер нещадно браковал открывающую сцену, ради которой перекрыли целую автостраду. Наконец, невероятный конфуз на «Оскаре» — команду «Ла-Ла Лэнда» вызвали на сцену, чтобы вручить статуэтку за «Лучший фильм» — и забрали ее обратно из-за ошибки ведущего, передав создателям «Лунного света».
Несмотря ни на что, «Ла-Ла Лэнд» имел огромный успех и собрал большую кассу. Шазелл в самом расцвете сил стал уважаемым голливудским постановщиком, которому доверяют. В 2018 году он снова поработал с Райаном Гослингом — над «Человеком на луне» — драматической историей Нила Армстронга.
При этом любовь к золотому веку Голливуда никуда не делась. Теперь уже Дэмьен намерен раскрыть эту тему безо всяких отсылок — в грядущем «Вавилоне» с Брэдом Питтом, Марго Робби и Тоби Магуайром. Уже известно, что звезды первой величины сыграют легендарных артистов: Джона Гилберта, Клару Боу и Чарли Чаплина.
Дэмьен Шазелл очевидно молод и способен радовать публику своим творчеством многие годы. Пока все его силы отданы работе — режиссер не обременен семьей и детьми. После развода с первой женой он состоит в отношениях с актрисой и предпринимательницей Оливией Гамильтон.