Гильермо дель Торо — не просто режиссер и сценарист. Он автор уникального мира имени себя, узнаваемого с трех нот. Каждый киноман, услышав имя Гильермо дель Торо сразу увидит картинку. Может быть, каждый свою, но все же достаточно всем знакомую.
Биография режиссера весьма развернуто отвечает на все вопросы вроде «а как вы придумываете таких страшных монстров».
Гильермо дель Торо родился и вырос в Мексике, которая в те годы была достаточно неблагополучным местом, особенно для ребенка. Юный Гильермо мог запросто увидеть труп на обочине, да и дома было не легче — мальчика растила религиозная бабушка, которая чуть что начинала изгонять из него бесов. Другие дети здорово обижали Гильермо. Трудно поверить, но когда-то он был худеньким, слабеньким и светленьким — идеальной мишенью для травли со стороны более сильных сверстников.
Детское воображение интересным образом обработало безрадостные будни. Гильермо увлекся кинематографом и решил, что будет хорошей идеей монстров не побеждать, а порождать. К тому же он не видел чудищ абсолютным злом — скорее отражением человеческого несовершенства. Одним из таких откровений стал фильм про монстра Франкенштейна.
Изначально будущий режиссер обучился искусству грима и создания спецэффектов. Наставником его был сам Дик Смит, благодаря которому «Изгоняющий дьявола» до сих пор в списке самых страшных фильмов в истории кинематографа. Освоив прикладную профессию, Гильермо добросовестно трудился десять лет, постепенно матерея и желая все большей независимости и ответственности. В восьмидесятых появилась его собственная компания Necrotopia, специализирующаяся на спецэффектах. Одно время он продюсировал и режиссировал различные телепрограммы, снимал короткометражки.
Режиссерский дебют дель Торо случился в 1993 году. Вампирский триллер «Хронос» не особенно известен широким массам, но обратил внимание киносообщества на своего создателя. Ему даже досталось несколько фестивальных наград, включая приз критиков в Каннах.
В 1997 году Гильермо завербовали в Голливуд. Буквально сразу, как он начал работать над фильмом «Мутанты», мексиканские бандиты, решив нажиться на успехе соотечественника, похитили его отца.
Гильермо был в отчаянии — все средства ухнули в производственную бездну, и платить выкуп было нечем. Выручил режиссер Джеймс Кэмерон — дал денег и помог с переговорами. Дель Торо, едва освободив отца, вывез из Мексики всю семью, а с Кэмероном подружился на всю жизнь.
Впрочем, на этом неприятности с «Мутантами» не закончились. В процессе съемок Гильермо так допекли продюсеры, в частности, Боб Вайнштейн, что он зарекся когда-либо с ними работать. Следующий фильм, «Хребет дьявола», снимался уже при поддержке испанской кинокомпании, с испанскими актерами. Эта картина — одно из любимых творений самого режиссера. Нося в голове целый триптих, он смог приступить ко второй части лишь через пять лет. В промежутке вышли экшен-ленты «Блэйд-2» и «Хеллбой: Герой из пекла».
Второй частью триптиха стал «Лабиринт фавна». Легенда гласит, что Гильермо принес копию фильма Альфонсо Куарону со словами «вот, посмотри, только смотреть это невозможно». Когда же он вернулся, Альфонсо Куарон выглядел как человек, который очень много рыдал.
«Лабиринт фавна» — однозначный триумф режиссера, многими до сих пор воспринимается как его лучшая работа. Он даже собрал три «Оскара», правда, не главных. По достоинству была оценена работа гримеров, оператора и художника-постановщика. А вот третью часть замысла мир так и не увидел, и неизвестно, увидит ли когда-нибудь.
После этого Гильермо снял второго «Хеллбоя», затем представил миру «Тихоокеанский рубеж», населенный не только любимыми монстрами, но и гигантскими роботами. Из-под его руки вышел сериал «Штамм» и готический хоррор «Багровый пик». Критики уже отмечали некоторую неровность новых работ дель Торо, и новинка 2017 года «Форма воды» только подтвердила все пересуды, разделив критиков и зрителей на два лагеря. Одни восхищались фильмом, забравшим наконец главные «Оскары», другие негодовали и указывали на заметную вторичность продукта, вплоть до плагиата сюжета и сцен.
Может показаться, что Гильермо дель Торо не так уж много работает, но это если не знать, скольким сильным проектам он дал жизнь как продюсер и сценарист. Некоторым фильмам даже ошибочно приписывают именно его режиссерскую руку, настолько они близки ему по духу: например, драматичные хорроры «Приют» и «Мама». Плюс, немногие знают, что Гильермо — сценарист «Хоббита», например.
С годами от режиссера так привыкли ожидать разнообразных монстров, что его работа «Аллея кошмаров» всех удивила: это оказался нуар безо всякой мистики, хотя стоит предположить, что абсолютная реальность как место действия вовсе не отменяет наличия в фильме монстров.
На протяжении нескольких лет Гильермо дель Торо пытался экранизировать сказку о приключениях Пиноккио, но никак не мог найти желающих профинансировать этот проект. В 2018 году стало известно, что мечту режиссера поможет осуществить Netflix, после чего экранизацию запустили в производство. В течение следующих лет новости о проекте появлялись редко, но дель Торо пообещал, что в 2022 году кукольный мюзикл наконец-то увидит свет. К слову, постановщик уже не в первый раз сотрудничает со стриминговым гигантом: ранее он снял для Netflix мультсериал «Охотники на троллей», получивший премию «Эмми».