Ридли Скотт, без сомнения, человек великий — почетное место в истории кинематографа он занял, еще будучи живым, бодрым и весьма работоспособным режиссером. При этом вовсе не выдает признанные шедевры очередями. Какие-то его фильмы ожидал провал в прокате, некоторые разносили критики, но эти же самые работы потом оказывались в перечне любимой поколениями киноклассики, как это случилось, например, с «Бегущим по лезвию». Скотт славится непростым характером и суровым взглядом на кинематограф. Критика современного кино в его исполнении абсолютно беспощадна.
Известный голливудский режиссер — британец. Отец его был военным, так что семейство успело пожить во многих местах, но после войны все вернулись в Англию. Свое собственное видение реальности Ридли начал проявлять еще в детстве. Жить ему приходилось в разных местах, пейзажи в основном были довольно суровыми (многими из них он впоследствии вдохновлялся для создания атмосферы «Бегущего по лезвию»). В этой прозе жизни мальчик умудрялся находить какую-то свою красоту, которую старался зарисовать. Его интерес к художествам был замечен отцом, и тот определил способного отпрыска в художественную школу.
Ридли обучался дизайну в Колледже искусств, затем поступил в Королевскую академию искусств, где взялся за кино и живопись. Здесь, во время учебы, он снял свою первую короткометражку — «Мальчик и велосипед». После колледжа Скотта взяли работать в «Би-би-си», где он начал с поста художника-постановщика, а закончил режиссером сериальных эпизодов. В этой точке надолго задерживаться не собирался — амбициозный характер требовал большего и лучшего. В 1968 году Ридли начал собственное производство рекламы под своим именем — Ridley Scott Associates. На рекламных роликах он отлично набил руку — до сих пор его произведения считаются образцом кинематографичной рекламы, а снятый для Apple Macintosh ролик «1984» и вовсе — признанный шедевр, взявший Гран-при «Каннских львов» в 1984 году.
Первый полнометражный фильм Скотта назывался «Дуэлянты» и вышел в 1977-м. Всем понравилось — Канны выдали режиссеру приз за лучший дебют. Через два года Ридли сделал серьезнейшую заявку на звание мастера научно-фантастического кино. В 1979-м он дал начало целой франшизе, сняв «Чужого». После мажорного звучания недавно вышедших «Звездных войн» мрачный и кровавый «Чужой» прославил и своего постановщика, и актрису Сигурни Уивер, одну из первых экшен-героинь такого масштаба. В сценарии Рипли изначально была мужчиной, но создатели фильма произвели крайне удачную гендерную перестановку.
Занимательный факт — талантливому режиссеру доверили экранизацию «Дюны», но он был не готов работать в предлагаемых условиях и снимать фильм в Мексике. Зато взялся за книгу Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах». Она превратилась в «Бегущего по лезвию» — еще один безусловный шедевр, определивший многие веяния в научной фантастике на годы вперед. Правда, сразу после выхода ленту обругали критики, а сборы в кино были провальными, но время расставило все по местам.
После фильма «Легенда» Ридли решил немного сменить обстановку и поснимать реалистичное кино. Один из самых известных его триллеров того времени — «Тельма и Луиза» — большой успех после весьма неровного периода. Однако из-за провала «1492: Завоевание рая» Скотт опять долго не мог войти в колею, и не особенно помогли ни «Белый шквал», ни «Солдат Джейн».
Чудо случилось в 2000 году. Ридли Скотт ворвался в подзабытый жанр пеплум со своим «Гладиатором» и вновь всех поразил. Но это вовсе не значило, что он собирался штамповать пеплумы вечно. После режиссер вновь взялся за разное. Снял «Ганнибала» и военную драму «Черный ястреб», комедию «Великолепная афера».
Постоянные попытки ухода в разные жанры не отвращали Скотта от умелого обращения с исторической костюмной темой: вышли разной степени успешности проекты «Царство небесное», «Робин Гуд», «Исход: цари и боги». Оставался в любимых темах и космос: режиссер не только выпустил довольно успешного «Марсианина» с Мэттом Деймоном, но и взялся за развитие мира «Чужого». «Прометей» и «Чужой: Завет» стали весьма спорными решениями с точки зрения критиков, но за ответом им Ридли обыкновенно в карман не лезет. Неприятный инцидент с вербальной агрессией в сторону Антона Долина** наглядно показал вздорный нрав и нервное напряжение мэтра, разочарованного итогами 2021 года. Он и правда выдался противоречивым. Вышли сразу два фильма Скотта — «Последняя дуэль» и «Дом Gucci». Вопреки мнению самого кинематографиста, историческая драма про рыцарей зрителей не привлекла, зато интерпретация истории семьи Гуччи живенько отбила бюджет и вызвала большой резонанс. Свою порцию осуждения от режиссера зрительская общественность получила, но так или иначе «проголосовала рублем».
Незадолго до этого, в 2017 году, Скотту сильно попортил нервы еще один скандал — поспешная переделка проекта «Все деньги мира», откуда пришлось убирать обвиненного в харассменте Кевина Спейси. Даже искреннее восхищение актерской работой Спейси не смягчило непримиримого Скотта. Он безжалостно переснял все сцены с участием Кевина, заменив его Кристофером Пламмером.
В планах у Ридли Скотта вообще продолжение «Гладиатора». По его словам, он абсолютно готов вернуть к жизни любимый многими сюжет, невзирая на сложности. А с Хоакином Фениксом он в любом случае поработает: в январе 2022 года начались съемки фильма Kitbag о Наполеоне Бонапарте, где актер сыграет французского полководца.
Кроме того, Скотт активно погружается в сериалы. Еще в 2020-м он снял первые два эпизода научно-фантастического проекта «Воспитанные волками» для HBO Max, а также выступил в качестве исполнительного продюсера шоу. Сейчас сэр Ридли разрабатывает телевизионные спин-оффы по «Чужому» и «Бегущему по лезвию» для FX и Amazon Studios.