Когда-то он ворвался в зрительские сердечки из «Прогулки» и «Детей Арбата», а сегодня закрепился в роли молчаливого и брутального героя.
Семья Евгения Цыганова имела к искусству весьма опосредованное отношение: прямое же отношение родители будущего актера имели лишь к московскому НИИ «Титан». Тем не менее мальчик внезапно оказался артистически одаренным и в 9 лет начал играть детские роли в Театре на Таганке. И впечатления от этой работы получил самые паршивые: театр показался Жене адским местом, наполненным склоками, интригами и алкоголизмом, так что юное дарование решило больше никогда в жизни с этой клоакой не связываться.
Невзлюбив театр, далеко от мира лицедейства Женя не отошел — пошел учиться в Московскую международную киношколу, откуда спустя три года был выгнан. Тяга к искусствам при этом не ослабевала: +плохое поведение, подростковый бунт и любовь к музыке выражались через участие в музыкальном коллективе «А.S.», где Женя с товарищами рубил рок. Позднее группа пережила некоторые метаморфозы и обратилась в коллектив «Гренки», перед своим естественным распадом успевший выпустить альбом.
Так или иначе в жизни юных бунтарей наступает время выбирать себе ВУЗ, если они не хотят получить бесценный армейский опыт, и Евгений, несмотря на свою браваду и обещания поступить на журфак, в 1996 стал студентом режиссерского факультета в Щукинском театральном училище. Но счастья ему это не принесло, и спустя год он перевелся на тот же факультет в ГИТИС, который и окончил. Сам Петр Фоменко пригласил Евгения исполнить роль Михеева в спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня», а потом и вовсе позвал на постоянную работу в свою мастерскую. Так у актера наладились отношения с театром.
Первую кинороль Евгений Цыганов заполучил в фильме Юрия Грымова «Коллекционер». С карьерой все как-то сразу сложилось, с тех пор фильмография актера стала весьма обширной, и даже самые первые проекты привлекали к себе много внимания публики. Большой кусок славы принес Евгению сериал «Дети Арбата», где у него сложился очаровательный романтический дуэт с Чулпан Хаматовой.
Критики нередко отмечают работу Цыганова в фильме «Космос как предчувствие» и картине Анны Меликян «Русалка», собравшей гору премий на международных фестивалях, включая «Сандэнс», ну а простому зрителю глубоко запали в душу нехитрые ромкомы «Прогулка» и «Питер FM». Одна из самых знаковых ролей Евгения Цыганова пришла к нему вместе с сериалом «Оттепель», принеся «Золотого орла» за лучшую мужскую роль и даже правительственную награду.
При этом, несмотря на долгую учебу в соответствующем направлении, большой тяги к режиссерству Евгений не выказывал: снял короткую новеллу «Случайный вальс» и поставил спектакль «Олимпия» в Мастерской Петра Фоменко. В одном из интервью артист обмолвился, что испытывает желание взяться за полнометражную работу, но пока лишь чисто теоретически.
Евгения Цыганова ценят и киноделы, и театралы, и зрители, а в прессе называют «знаком качества» для практически любого выходящего проекта. Впрочем, иногда поругивают за некоторое однообразие игры и амплуа «мачо». Одно время широко разошлась якобы цитата Евгения Гришковца о том, что Евгений Цыганов всегда играет мачо, а быть всегда мачо — это глупо. Сам Цыганов даже и не верит, что цитата в точности выглядела так, и на тезку не обижается. Тем более, что обвинения довольно беспочвенны, и диапазон ролей Цыганова не так уж и узок, хоть и в один момент ему предложили три роли суицидальных следователей в трех разных проектах («Мертвое озеро», «Проводник» и «Блокбастер»). Сам Евгений даже высказал предложение объединить всех троих в одного сквозного персонажа, но продюсеры на это не пошли. В ответку он сыграл детектива в приключенческом триллере «Девятая».
Цыганов мог изображать мужественных военных в «Брестской крепости» и «Битве за Севастополь», перевоплощался в царя Ивана III в сериале «София», но по-настоящему поразил всех игрой в драме «Человек, который удивил всех» — авторской картине, рассказывающей о судьбе смертельно больного мужчины, который перевоплощается в женщину, чтобы обмануть смерть.
В 2020-м актер предстал в образе водителя рокового «Икаруса», который сбил автомобиль Виктора Цоя, и стал современным Чичиковым в черной комедии Григория Константинопольского, в основу которой легли «Мертвые души» Гоголя. В следующем году на экраны вышла лента «Медея» Александра Зельдовича, переосмысляющая классический сюжет древнегреческой мифологии в современном Израиле и Италии, и сериалы «Везет» и «Вне себя», где Евгений сыграл вместе с Евгением Стычкиным и Еленой Лядовой.
А на 2023 год анонсирована дорогостоящая экранизация «Мастера и Маргариты», где Цыганову и Юлии Снигирь достались главные роли. Центром фильма станет опальный драматург, который, вдохновившись встречей с Маргаритой, начинает писать новый роман о загадочном Воланде, чьим прообразом становится недавний знакомый иностранец. Мастер с головой уходит в работу и постепенно перестает различать вымысел и реальность.
Немало внимания, зачастую нелестного, привлекает и личная жизнь актера — в особенности, его семейная драма. Будучи отцом семерых детей, Евгений Цыганов в 2015 году ушел от своей жены Ирины Леоновой к актрисе Юлии Снигирь, роман с которой завязался на съемках ромкома Анны Меликян «Про любовь». К слову, уже в марте 2016-го Снигирь преподнесла возлюбленному его восьмого по счету ребенка — сына Федора. Так или иначе, неоднозначные личные драмы не отменяют актерской востребованности Евгения Цыганова на данный момент.