В современном искусстве Марина Абрамович — фигура космического масштаба, живой классик, неутомимый популяризатор искусства перформанса, к которому публика неподготовленная обычно имеет предвзятое отношение. Однако интернет широко прославил как минимум один ее незабываемый эксперимент — впечатляющий перформанс «Ритм 0», во время которого Марина добровольно позволила толпе делать с ее неподвижным телом, что вздумается.
Художница родилась в уже несуществующей стране Югославии в 1946 году. История ее семьи интересна и сама по себе: родители Марины были партизанами во время Второй мировой войны, мать в мирное время служила директором Белградского музея революции и искусства. Жесткий характер матушки отразился и в жизни Марины, и в ее искусстве — подростковые протесты против деспотизма родительницы даже в ранние годы приобретали некие черты будущих перформансов. Например, подростком Марина вымазала всю свою комнату гуталином, чтобы мать поменьше туда заходила.
В юности Марина занималась живописью, училась в Университете искусств в Белграде, но довольно быстро стала выходить за пределы холста. В 1972 году окончила учебу в Академии изящных искусств в Загребе, преподавала в Академии изящных искусств в Нови-Саде.
Живопись не давала того освобождения, что требовалось творческой душе Марины, и она стала вникать в искусство перформанса. Как гласит история, большим толчком к тому стало впечатление Абрамович от вида сверхзвуковых самолетов, оставляющих след. Девушка даже спросила, нельзя ли ей поводить истребитель и порисовать в небе. Ей, конечно, отказали, но душевный порыв остался. Марина стала искать, как выразить себя через окружающий мир.
В первую очередь художница решила сделать саму себя главным художественным инструментом. В семидесятых годах уже появляются ее выразительные выступления, включающие самоповреждение и лежание на опасных конструкциях вроде креста из ледяных глыб. «Ритм 0», о котором знает почти каждый читатель популярных пабликов, был поставлен ею в 1974 году. В процессе этого перформанса Марину едва не убили: на шесть часов она позволила толпе творить с нею все что захочется, предоставив им 72 предмета — от шляпы до пистолета.
В 1976 году Марина познакомилась с художником Улаем, открыв новую арку в своем творчестве и личной жизни. Любовники и партнеры, они стремились вывести свою связь на новый уровень и заодно поставили немало совместных перформансов. Верная себе Марина не мелочилась и вредила своему здоровью как могла. Художники глотали выдохи друг друга, сталкивались обнаженными телами на полной скорости, Улай целился Марине в сердце из лука. Несмотря на такое бурное сотрудничество, любовь кончилась. Некрасивые измены и ссоры удалось завершить довольно красивым аккордом — поначалу пара задумала пожениться на Китайской стене, притом каждый должен был пройти пешком свою часть пути до середины. Однако когда они наконец встретились, то попрощались и разошлись. Вскоре Марина переехала в Нью-Йорк.
Просто так, однако, Улай из ее жизни никуда не делся. Во время известного перформанса Абрамович «В присутствии художника» посетители могли сесть напротив нее и посмотреть ей в глаза. Когда перед ней появился бывший, художница все-таки расчувствовалась. После череды дружеских примирений, новых ссор и даже судов за авторские права бывшим возлюбленным удалось окончательно отбросить старые обиды лишь спустя много лет. Улай скончался прощенным.
Марина верна себе не только в стенах музеев и галерей. Постоянные практики по расширению сознания часто выглядят весьма экстремальными и в жизни. Например, Марина, однажды просидевшая двенадцать дней без еды на перформансе («Дом с видом на океан» упоминается в одном из эпизодов сериала «Секс в большом городе»), устраивает многодневные голодовки, считая, что они очищают энергию. За новым духовным опытом она отправляется в любой уголок мира и, по собственным словам, лучше всего себя чувствовала среди австралийских аборигенов.
Свой вклад Абрамович вносит и в кинематограф. Например, ее присутствием был отмечен известный проект Ильи Хржановского** «ДАУ». Также сама Марина бывала и режиссером — под ее руководством был снят «Балканский эротический эпос». В 2020 году Марина представила оперный перформанс «Семь смертей Марии Каллас» — своей любимой певицы, от которой зафанатела в четырнадцать лет. Среди ее проектов даже фильм о жизни Джеймса Франко.
Сейчас Марина Абрамович на восьмом десятке выглядит на сорок и работает больше, чем в двадцать, обучает новых художников в своем институте перформанса и продолжает свое непростое дело — ломать границы дозволенного, чтобы заполнять искусством все пространство вокруг себя. Иногда, правда, в трудные минуты смотрит плохие фильмы и ест шоколадки, как все люди. Но лишь до следующего невероятного представления.