


Драма Алексея Учителя о последних годах жизни Ивана Бунина, снятая по сценарию Авдотьи Смирновой.
Драма Алексея Учителя о последних годах жизни Ивана Бунина. Снята по сценарию Авдотьи Смирновой.
«Вы любите меня, я люблю его, он любит Галю, Галя любит Маргу», — кричит Вера Николаевна Муромцева-Бунина своему поклоннику Лене Гурову. Официально признанный одним из лучших фильмов Алексея Учителя "Дневник его жены" — фильм о том, как все всех любли и этой любовью погубили. В эпицентре — и причина, и жертва и это крушения — нобелевский лауреат по литературе 1933 года, гений мирового масштаба и кумир русской эмиграции первой волны Иван Алексеевич Бунин. Бунина любила его жена — Вера Николаевна Муромцева-Бунина, Бунин любил поэтессу Галину Плотникову, Галина любила певицу Маргу Ковтун, а прибившийся к этому запутанному любовному четырехугольнику писаель Леонид Гуров любил Веру Муромцеву-Бунину, окончательно превращая чувства в геометрическую задачу, а четырехугольник — в пентаметр.
То, что в фильме несколько изменены фамилии и преобразованы некоторые детали (Плотникова вместо Кузнецова, смерть Бунина в поезде вместо смерти в парижской квартире) — не более, чем условность, подчеркивающая то, с каким литературным изяществом судьба расставила героев этой жизненной пьесы.
Почти невозможная правдоподобность образов (вот он, живой Бунин) создается как отточенными диалогами, так и гениальной игрой актеров (здесь в первую очередь надо говорить о Галине Тюниной иАндрее Смирнове).
Авдотья Смирнова придумала блестящий сценарий, Леонид Десятников написал прекрасную музыку, Юрий Клименко снял идеально выверенные кадры, и совокупность этих успехов позволилаАлексею Учителю снять один из лучших российских фильмов нулевых годов.