Лига справедливости Зака Снайдера

Zack Snyder's Justice League
Дата выхода
18 марта 2021 года
Страна
США
Жанр
супергероика, драма, боевик
Режиссёр
Зак Снайдер
Телеканал/Видеосервис
HBO Max
Продолжительность
4 ч 20 мин
О сериале
«Лига Справедливости Зака Снайдера»: где разбитые мечты обретают снова силу высоты
В ролях
Супермен
Чудо-женщина
Аквамен
Джокер
Бэтмен
Рэй Фишер
Киборг
Киран Хайндс
Степной Волк
Эми Адамс
Лоис Лейн
Джереми Айронс
Альфред
Джо Мортон
Сайлас Стоун
Дайан Лэйн
Марта Кент
Эмбер Херд
Мера
Конни Нильсен
Ипполита
Дж.К. Симмонс
комиссар Гордон
Рэй Портер
Дарксайд
Джо Манганьелло
Детстроук
Джесси Айзенберг
Лекс Лютор
Рейтинг сериала
8.3 /10Рейтинг кинокритиков
6.1 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание

«Лига Справедливости Зака Снайдера»: где разбитые мечты обретают снова силу высоты

Пой, богиня, про гнев Супермена, Джор-Элова сына. А если серьезно, с какой стороны ни посмотри, «Лига справедливости Зака Снайдера» — просто песня. И слушать ее можно по-разному.

Скучнее всего говорить о «Лиге» как об индустриальном прецеденте — при всем уважении к фанатам ясно, что, не затей WB свой стриминг HBO Max, о выпуске режиссерской версии позорного провала трехлетней давности не было бы и речи. Сравнивать «Снайдеркат» с версией Уидона — так называемой Josstice League — дело неблагодарное. С одной стороны, интонационная разница столь велика, что считывается и на уровне трейлеров. С другой — докапываться пришлось бы до винтиков, ведь четырехчасовой кинороман с прологом и эпилогом нарощен вокруг уже знакомого остова — истории о том, как Бэтмен собрал боевой отряд металюдей, воскресил Супермена и пресек инопланетное вторжение. Тем не менее новая «Лига Справедливости» кажется сделанной из совсем другого материала, чем уидоновский уцененный «Марвел».

Мне показалось неправильным завершать десятилетие DC, так и не устроив встречу Бэтмена с Джокером.

Зак Снайдер, режиссер

Коронный жанр Снайдера — повесть о настоящем сверхчеловеке. Первенство Зака на этом поприще было очевидно еще в «300 спартанцах». И правда, если бы во времена Спарты был кинематограф, они наверняка снимали бы именно такие громокипящие зрелища о суперлюдях. Конфликт главных героев в фильме «в филь против Супермена: На заре справедливостир также не имел под собой убедительной житейской подоплеки. Противостояние разворачивалось в мире идей и символов: старожил против иноземца, человек против бога. Этот символизм мерцает и в «Лиге Справедливости». От предсмертного крика Супермена, совсем по евангелисту Матфею, «земля потряслась, и камни расселись». Откликаясь на зов, в наш бренный мир прибывает настоящее исчадие ада — показательно рогатый Степной Волк с войском летучих парадемонов. Перепуганные жители Готэма путают их с Бэтменом, который также носит перепончатокрылый плащ и шлем с рожками: понятно, на чью сторону ненароком заступил темный рыцарь, поднявший руку на бога.

Эпический тон поддержан экскурсией по истории древних цивилизаций. Амазонки придают действию античный колорит. Остров Темискира в интерпретации Снайдера — не лазурный берег из блокбастера Пэтти Дженкинс, а женский вариант Спарты (дают рассмотреть мускулистых кариатид, православный иконостас с Дарксайдом и даже амазонские конюшни). Атлантида также отличается от самой себя в «Аквамене», впрочем, в худшую сторону: вместо живописного аквапарка, в котором реально , #?!нно, — непроглядная пучина, населенная косматой нордической публикой. Современность вносит эклектику. Облаченный в красную пластмассу Флэш (Эзра Миллер) потешно суетится и лишь в финале являет миру свою эпическую мощь. Кроме того, есть Киборг — потенциально трагический герой, отчаянно играющий сквозь толщу компьютерной заразы. Одного взгляда на железного беднягу хватает, чтобы заключить: перед нами тяжелое наследие комиксов 1980-х гг. времен «Киборга-убийцы» (в экранные отцы ему не без остроумия выбран Джо Мортон, игравший программиста Дайсона в «Терминаторе-2»).

Написание саундтрека было сродни покорению Эвереста. Передо мной был фильм длиной в 4 часа 20 минут, которые предстояло почти целиком заполнить музыкой. Я никогда ничего подобного не делал. Работать начал на самоизоляции: я, спальня 2,5 x 2,5 метра, компьютер, гитара, бас, ударные и пара девайсов.

 

Том Холкенборг, композитор

Неточный визуальный монтаж комбатантов — полбеды. В мифопоэтическую субстанцию пришлось подмешивать психологизм. Все участники Лиги — особенно новички Киборг, Аквамен и Флэш — страдают от разнообразных семейных трагедий и склок. Кроме того, великолепной пятерке в перерывах между битвами приходится друг с другом общаться. Тут уже не отделаться рыцарским пафосом, и начинается утепление образов. По счастью, обходится без кринжа, но фокус все равно сбит, что особенно заметно по центральной сцене — воскрешению Супермена. Для мистериального действа происходящее чересчур утоплено в бытовых деталях и лишено патетики; если же допустить, что перед нами живые люди, то непонятно, почему никого из них в принципе не коробит идея гальванизации покойника.

Внятная драматургия, в принципе, не исключает эпоса. Конкурентам Снайдера — Файги и братьям Руссо — в последних «Мстителях» удалось достичь эффекта гомеровской «Илиады», когда у каждого из сотни воинов, рубящихся за Трою, есть свое имя, лицо и родословная, известная каждому зрителю. Очевиден и залог столь искреннего эмоционального подключения — десять лет, которые поклонники Marvel провели в тесной компании именно этих героев. Такой роскоши Снайдер позволить себе не может. Он силен другим.

Я не видел кинотеатральную версию фильма. Ее посмотрели Крис Нолан и Дебби Снайдер. Мне они передали одно: «Тебе этот фильм лучше никогда не видеть».
Зак Снайдер, режиссер

Что Снайдер — один из главных визионеров современности, ясно давно; однако в «Лиге» он достиг новых, совершенно упоительных высот. Замена постоянного оператора Ларри Фонга на сериального немца Фабиана Вагнера будто промыла вселенной DC глаза. Изображение (для пущего эффекта обрезанное до 4:3) стало строгим, даже чуть выстуженным — и несусветно зрелищным. При этом фокусов у Снайдера с Вагнером немного — в основном игра с глубиной мизансцены, эффект параллакса и рапид, однако нехитрый инструментарий, не надоедая, работает все четыре часа. Живые картины, из которых более чем наполовину сложена «Лига справедливости», стоят перед глазами еще долго. Снежный вихрь, сквозь который с балетной грацией прорывается футболист Киборг. Отражение дерева в окне ранчо Кларка Кента. Игра лазерных лучей на лице доктора Стоуна. Сверхкрупный план лица Флэша в тот момент, когда он рассекает время и пространство. Вообще-то, так и работает подлинный эпос: на последовательном сопряжении безмерно большого с бесконечно малым. Захватывает дух, когда Степной Волк, расправившись с Темискирой, приземляется в городе — двойнике Припяти на фоне лозунга «Слава труду»; не получается выдохнуть и через склейку, в которой Брюс Уэйн на крупном плане моет бритву. В такие минуты экран искрит энергией, что твой Материнский Куб.

Как и в случае с инопланетными материями, природа «Снайдерката» не вполне поддается классификации. Это вроде бы режиссерская версия при отсутствии обычной (жалкая пародия Уидона не в счет, неповторимого оригинала нет в природе). Кроме того, перед нами «издание, исправленное и дополненное». Получив второй шанс, Снайдер многое задним числом дофантазировал и подрихтовал. Теперь боевые топоры рубят головы пришельцев и тела амазонок, над поместьем Уэйнов летают марсиане, а Бэтмену мучительно снится пустыня, где его искушает Джокер. Разумеется, это не реконструкция давнишнего блокбастера — и бог с ним. Мы смотрим прямой репортаж из чертогов разума отдельно взятого художника, экранизацию мечты об идеальной киновселенной. Отсюда и убойный хронометраж, и аморфность композиции, и беспардонная гирлянда эпилогов, обещающих сиквелы и спин-оффы, которые никогда не будут сняты. Примите, ядите: растерянный король слагает свою «аллилуйю». Есть на что посмотреть.

Выходу авторской версии «Лиги Справедливости» предшествовал многолетний фанатский флешмоб. Хештег #ReleaseTheSnyderCut возник спустя два дня после выхода кинотеатральной версии Джосса Уидона. Затем были массовые петиции, онлайн-акции, пикеты на Comic Con и целый билборд на Таймс-сквер.
Фильм выпущен с нестандартным для блокбастеров соотношением сторон кадра 1,33:1 (4:3). Интерес к такому формату возник у Снайдера в ходе съемок IMAX-эпизодов фильма «Бэтмен против Супермена». По словам режиссера, это намного ближе эстетике комиксов, где кадры чаще всего квадратные, а герои так и норовят взмыть в воздух, что предполагает вертикальную композицию изображения.
Помимо обычной версии, «Лига Справедливости» выйдет в черно-белом варианте. Это второй кинокомикс, имеющий такую редакцию, первопроходец — «Логан» (2017) Джеймса Мэнголда.
Как и планировалось изначально, музыку к фильму написал Том Холкенборг aka Junkie XL — один из композиторов картины «Бэтмен против Супермена». Джосс Уидон, который выпустил первую версию «Лиги Справедливости», от услуг Тома отказался и пригласил Дэнни Элфмана. Тот отошел от напористого электронного саунда прежних картин DC universe и вплел в музыкальную ткань цитаты из классических тем «Супермена» (1977) Кристофера Доннера и «Бэтмена» (1989) Тима Бертона. В «Снайдеркате» из этого труда не использовано ни одной ноты.
Стоимость постпродакшна «Лиги Справедливости Зака Снайдера» оценивается в 70 миллионов долларов. Это одна из самых дорогих режиссерских версий в истории кино.
Работа над завершением «Лиги Справедливости» проводилась в условиях самоизоляции. Самой трудоемкой частью процесса стали досъемки единственной новой сцены «Снайдерката» — постапокалиптического эпилога.

Лучшие цитаты:

Мне плевать, скольких демонов из Преисподней он одолел. Он ведь еще не сражался с нами
Бэтмен
Сергей Алексеенко
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)