«Кинопоиск HD» продолжает набирать обороты в производстве собственного контента. Новый ориджинал «Беспринципные» — один из семи оригинальных проектов 2020 года. Правда, у большинства неоднозначные отклики. Триллеру «Водоворот», например, так и не удалось «смочь» в нормальные российские ужасы. Комедия «Проект "Анна Николаевна"» вроде как нравится зрителям, но была прохладно встречена критиками. У «Последнего министра» тоже есть как поклонники, так и хейтеры, но первых все-таки больше. Удастся ли «Беспринципным» хотя бы не уронить уже установленную планку? Посмотрим.
«Беспринципные» представляют собой антологию из восьми 50-минутных сатирических эпизодов про жителей района Патриарших прудов. С виду все герои — приличные люди, но у каждого в шкафу припрятан непристойный скелет, вокруг которого и будут построены сюжеты серий. По словам создателей, в сериал войдут трогательные, забавные, откровенные и полные любви истории, о которых, как правило, не говорят на людях — только за закрытыми занавесками, в интимной доверительной обстановке и с бокальчиком белого полусухого.
Основой для историй послужили рассказы Александра Цыпкина, написавшего также и сценарий к «Беспринципным». Цыпкин — любитель залезть с фонариком «под одеяло». Его короткие произведения так или иначе касаются темы интима, они исследуют тот вид любви, который ниже пояса. Тем не менее эти рассказы не лишены комичности и написаны с доброй порцией иронии. Писавший долгое время «в стол», Цыпкин в 2015 году выпустил сборник рассказов «Женщины непреклонного возраста», куда вошли истории, ранее публиковавшиеся только на его личной странице в Facebook. Обозреватели нашли очерки Цыпкина интересными и забавными, а слог автора — едким и смешным. Сломав эту «четвертую стену» между виртуальными публикациями в соцсетях и материальными страницами с текстом, автор останавливаться на достигнутом не стал: выпустил еще несколько сатирических сборников про любовь и отношения, а также создал литературно-театральный проект «БеспринцЫпные чтения», в рамках которого писатели, звезды шоу-бизнеса и актеры с выражением читают современную прозу.
В качестве сценариста Цыпкин выступает не в первый раз: он писал текст к очень близкой для своего творчества комедии «Про любовь. Только для взрослых» с Джоном Малковичем в главной роли, к нескольким короткометражкам (среди которых участвовавшая в «Кинотавре-2018» «Прощай, любимый!»), а также к еще не вышедшему комедийно-драматическому сериалу Happy End про порноиндустрию в интернете. На площадке он, кстати, работает вместе с режиссером «Беспринципных» Романом Прыгуновым.
Постановщик уже успел отличиться неоднозначной драмой «Духless» (точнее, двумя ее частями) с Данилой Козловским, неудачным комедийным боевиком «Миллиард» с Владимиром Машковым и неплохим биографическим сериалом «Магомаев». Помимо упомянутых «Беспринципных» и Happy End'а, Прыгунов работает над еще одним комедийным сериалом —«Самки богомола», статус которого пока неизвестен из-за пандемии коронавируса.
Среди героев, обнажающих подробности своих личных жизней, — Павел Деревянко («Домашний арест», «Дылды», «Окаянные дни»), Оксана Акиньшина («Лиля навсегда», «Превосходство Борна», «Сестры»), Юрий Колокольников («Метод», «Статский советник», «Игра Престолов») и Ингеборга Дапкунайте («Небесный суд», «Аляска Кид», «Катя: Военная история»). Последняя, кстати, не в первый раз будет работать с Цыпкиным: она снялась в парочке короткометражек по его сценариям («Темная как ночь. Анна Каренина» и «Сегодня классики неправы»), а еще играла в упомянутом выше фильме «Про любовь. Только для взрослых».
Славик в исполнении Павла Деревянко, харизматичный лжец по прозвищу «не @!?#&и», станет вашим гидом в мир Патриарших прудов, обладающих своей собственной мифологией и целым сборником курьезных ситуаций. Главный герой не ограничивает себя ролью отчужденного свидетеля, подогревая и без того накаленную обстановочку в рядах московской «элитки»: то с вымышленной дочкой генерала переспит, изменив жене, то разбавленный вискарь кому-то передарит. Если до этого о Патриках вы знали только благодаря булгаковскому роману (и задержанию самого Иисуса), то у вас появился чудесный повод раскрыть для себя новую сторону культового района. Как утверждает Александр Цыпкин (автор историй), почти все из показанного на экране действительно происходило с местными жителями. Напоминает легендарный «коэновский» сетап: «Это случилось на самом деле». Поверим на слово?
Сравнение с братским тандемом режиссеров неслучайно: в новом сериале «Кинопоиска HD» хоть и нет убийств (пока что), идея коллекционирования гадов и идиотов отражается сполна. Но заметные отличия, конечно, присутствуют. У Коэнов это маргиналы со всех уголков Америки, как правило, не очень тесно связанные между собой. В «Беспринципных» же на зрителя обрушивается «цыпкинская вертикаль @!?#&*@#ов» (за мат, как говорится, «извени», хоть в сериале его по-настоящему много) — и это в условиях абсолютно звездного каста, между прочим! К уже упомянутому Деревянко присоединились: Юрий Колокольников, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Оксана Акиньшина, Максим Виторган, Ингеборга Дапкунайте и даже Николай Фоменко! У человеческих пороков на Патриарших действительно тысяча лиц. Знакомых, ухоженных, но очень редко симпатичных.
И если похоть в качестве одного из двух основных ингредиентов сериала можно выделить сразу, то с юмором все гораздо тяжелее. Гармоничный русский мат, сошедший из-под пера талантливого автора, ласкает ухо, но сама комедия не поспевает за ним, лишаясь той же изящной подачи. Гэги чаще всего выглядят устаревшими и тоскливыми, иногда — неприлично карикатурными. То собачек перепутают, подставившись под месть агрессивного выходца из девяностых, то неуклюже прикроются вымышленным братом-близнецом, желая избежать атаки от брошенной когда-то женщины. И нетленка: муж, уломавший жену на тройничок, уже в отельном номере узнает о том, что разбавлять их сексуальную жизнь прибыл еще один мужик. Занавес!
«Беспринципные» могут вас рассмешить, но только если вы правда очень любили покупать DVD-сборники с лучшими европейскими комедиями начала двухтысячных. В противном случае вас ожидает шестичасовой «Ералаш» для взрослых. И в 2020 году это вряд ли считается комплиментом.
Помогают с комфортом погрузиться в хаос светской Москвы не только актеры-тяжеловесы, но и аккуратно припрятанные под ковром абсурда идеологические раздражители, неминуемо вызывающие диалог. А что если измены (или постепенный переход к открытому браку) — здоровый исход каждых серьезных отношений? И правда ли так развращает устаканенное благополучие? Даже далекие (морально или финансово) от зрителя, местами карикатурные, персонажи не являются чем-то сказочным или инопланетным. «Беспринципные» — одна из стадий, которую может пройти каждый. И как хорошо, что нелепость повествования вызывает стойкое желание избежать подобной судьбы.