Пожалуй, одной из немногих программ, объединявшей поколение бумеров и зумеров возле телека еще с начала 2010-х, была «Вечерний Ургант». Мы, конечно, имеем в виду добровольный вариант единения, а не тот, в котором тебе десять лет и ты залипаешь в ящик, на экране которого «Кармелита», включенная бабулей. Что, вьетнамские флешбэки подкатили? Отметем их прочь — вернемся к Ванечке.
Выпускаемая в популярном за рубежом формате Late Night Show, передача впервые вышла в эфир Первого канала в 2012 году — тогда в гости приходили Сергей Безруков, Владимир Познер и Николай Сванидзе, а еще не совсем уверенный в себе Ургант (в глазах — паника, на губах — слегка дрожащая улыбка, а внутри наверняка беззвучный истошный вопль) заходил к Эрнсту в белой рубахе за благословением. Впрочем, директора в кабинете не было, поэтому и стартовый блинчик вышел комом. Многие критики заметили чрезмерное переживание со стороны ведущего, поэтому первые выпуски были встречены неоднозначно: безусловно, для российского телевидения формат вечернего ток-шоу стал глотком свежего воздуха, но успех такого шоу не гарантирован со слабым «хозяином», теряющимся при виде своих именитых гостей. Со временем Иван, как в меме с грустной и щуплой шиба-ину, превратился в накачанную версию той же собачки, присутствующей рядом на картинках: расчехлил обоймы, заряженные иронией и сарказмом, и уже не стеснялся «обстреливать» шутками звезд, сидящих на диване, — тем самым сменив гневный тон критиков на позитивный.
Вообще, формат вечернего ток-шоу появился в США еще в 1950-х годах: в числе «первопроходцев» — Эд Салливан и Стив Аллен с каналов CBS и NBC соответственно. Тогда такие передачи назывались варьете, потому что в них демонстрировались различные виды развлечений — начиная с комедийных скетчей (что до сих пор успешно эксплуатируется в Saturday Night Live) и музыкально-танцевальных перформансов (передаем горячий привет шоу Джимми Фэллона) и заканчивая жонглированием, фокусами и акробатическими номерами. Такой цирк, умещенный в маленький телевизионный ящик. В целом «Вечерний Ургант» этот самый цирк отчасти повторяет, взяв с ведущих американских ток-шоу лучшее (стилистику заставки, как в SNL, выход ведущего к гостям, как у Конана О’Брайена, стол, как у Дэвида Леттермана…) и максимально адаптировав под российского зрителя.
В отечественной версии, конечно, не встретишь воздушных гимнастов, зато есть хороший тамада и конкурсы вполне интересные: иногда гостям надо угадать, что они пьют (а может попасться как безобидный огуречный рассол, так и какой-нибудь васаби с водой), а порой — «приготовить» трек в лаборатории Моргенштерна. Наряду с ироничным освещением новостей, доходящими порой до абсурда беседами с гостями, а также обязательным присутствием музыкального номера (здесь, кстати, состоялись премьеры многих песен) выпуски передачи богаты и на постоянные рубрики. Среди наших любимых — «Острый репортаж с Аллой Михеевой» (где корреспондентка посещает особо яркие мероприятия страны, типа «Фестиваля лука» в поселке Лух, и берет интервью у окружающих), «Пять вспышек прекрасного» (обзор самых запоминающихся фотографий из инстаграмов звезд), «Взгляд снизу» (обсуждение насущных проблем с детьми) и «Музыкальная студия Александра Гудкова» (где бы еще встретились Федук и Игорь Николаев, как не в пародийном кавере «Розово-малиновое вино»).
За столом ведущего — несменяемый Иван Ургант, чьи шутки не всегда удачны, зато харизма и обаяние постоянно присутствуют. В роли соведущего, периодически получающего стебные подколы, — Дмитрий Хрусталев, бывший кавээнщик и участник Comedy Woman. Изначально его место занимал Александр Гудков, но сейчас Саша предпочитает работать «по ту сторону баррикад» — креативит за кадром, приходит в гости и снимает пародийные клипы в рубрику. На диване для гостей в «ВУ», кажется, успели пересидеть буквально все звезды российского шоу-бизнеса (среди них — Екатерина Варнава, Мария Миногарова, Земфира, Баста, участники Dream Team House, Филипп Киркоров, Сергей Бурунов, Влад Бумага, Сергей Лазарев, Иван Дорн и др.), а также многие зарубежные селебрити — например, Билли Айлиш, Мила Кунис, почти весь состав «Мстителей», Саша Барон Коэн, Кевин Спейси, Тим Бертон, Лиам Нисон и даже Джеки Чан.
По прошествии восьми лет в эфире «Ургант» по-прежнему остается своего рода монополистом и единственным российским аналогом американских вечерних ток-шоу. Хотя можно долго бугуртить на откровенное копирование Запада, не всегда смешные выпуски или кудрявые еврейские корни ведущего, но отрицать уникальность программы для нашего телевидения, признаться, довольно сложно.