Какова вероятность, что сегодня словосочетание «хоррор-антология» все еще ассоциируется в первую очередь с «Сумеречной зоной»? Как будто бы не так велика. За последнее десятилетие вышла масса картин, где каждый сезон (или даже каждая новая серия) является законченной историей. Взять хотя бы «Американскую историю ужасов» Райана Мерфи, у которой в октябре 2023 года вышел уже ни много ни мало двенадцатый сезон, а также «Террор» от AMC, «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» или даже серию видеоигр The Dark Pictures.
Одной из таких хоррор-антологий для зумеров стал проект Майка Флэнагана («Игра Джеральда», «Доктор Сон») для Netflix. Первая часть серии — десять серий — вышла под названием «Призрак дома на холме». Она запомнилась зрителям мрачным цветокором, обилием флешбэков и тревожной атмосферой — в лучших традициях ужастиков с налетом психологизма. Как и в «Американской истории ужасов», многие актеры из первого сезона продолжили участие в проекте, получив новые роли в «Призраках усадьбы Блай» 2020 года. Продолжение, состоявшее из девяти эпизодов, стало чем-то вроде готического двойника «Аббатства Даунтон», действие которого перенесено в наши дни.
В октябре 2023-го, в преддверии Хэллоуина, вышла третья часть серии, получившая название «Падение дома Ашеров»,состоящая из восьми серий, четыре из которых режиссирует сам Флэнаган. Из названия следует, что в основу повествования лег одноименный рассказ американского классика и большого любителя мистических образов Эдгара Аллана По. Кстати, предыдущие части также имели под собой литературную основу: первый сезон стал вольным переложением романа Шерли Джексон, а второй опирался сразу на несколько произведений писателя Генри Джеймса. В случае с «Ашерами» также следует ожидать подобного микса, ведь среди героев, помимо самих Ашеров, здесь, например, и сыщик Огюст Дюпен, и Артур Пим — персонажи других не менее известных произведений По. Роль Пима, между прочим, исполнит легенда «Звездных войн» и любимец публики Марк Хэмилл. Кроме него, к актерскому составу присоединились: Брюс Гринвуд («Я знаю, что это правда», «Американская история преступлений») в роли Родерика Ашера, Мэри Макдонелл («Фарго», «Анатомия страсти», «Донни Дарко») в роли Мадлен Ашер, а также Уилла Фицджеральд («Крик» от MTV, «Миллиарды»), Генри Томас и Карла Гуджино («Лига справедливости Зака Снайдера»), сыгравшие также и в первой, и во второй частях антологии. Флэнаган подобрал неплохую компанию приятелей: Гринвуд, Томас и Гуджино ранее уже снимались в его триллере «Игра Джералда» по роману Стивена Кинга. Гуджино и Томас также работали под его руководством в мини-сериале «Полуночная месса».
«Падение дома Ашеров» придерживается уже устоявшейся формулы: во-первых, литературная основа не диктует сюжет, а лишь вдохновляет его, во-вторых, действие переносится в современный мир, в-третьих, важным структурным элементом картины являются флешбэки. В центре событий — беспринципное семейство Ашеров, владеющее крупной фармацевтической компанией Fortunato Pharmaceuticals. Как это обычно бывает, под фасадом роскоши и благополучия скрывается развращенность нравов, жадность, властолюбие и бог весть что еще. А дальше: череда необъяснимых, сверхъестественных смертей и таинственная дама из прошлого, которая воздаст всем по заслугам. Карма, как говорится… Но, несмотря на мрачную завязку, Гуджино в одном из интервью намекнула, что в мини-сериале будет полно черного юмора. Пасхалок совершенно точно будет тоже предостаточно, вот хотя бы: у По есть рассказ, в котором фигурирует персонаж по имени Фортунато — богач, которого (спойлер!) замуровали в винном погребе. Заживо. Такие дела.