Восьмой сезон поставил точку в продолжительной истории Вестероса. Однако для многих кинокритиков и фанатов эта точка превратилась в знак вопроса. Вокруг финальных эпизодов возникло много споров и конфликтов. Те преимущества, за которые зрители полюбили шоу, превратились в недостатки. Была даже создана петиция, чтобы HBO переделал последний сезон с «компетентными сценаристами» — ее подписало более 2 миллионов человек. Почему же последние шесть серий подверглись такому критическому отклику?
Начнем с того, что последний сезон «Игры престолов» состоит всего из шести эпизодов, тогда как все предыдущие включали от семи до десяти. Создатели сразу признали, что решение сократить количество серий было связано с нехваткой материала, так как если раньше сценаристы для создания сюжета отталкивались от книг Джорджа Р. Р. Мартина, то сейчас им пришлось действовать самостоятельно.
Бюджет финальных эпизодов, тем не менее, оказался выше, чем в предыдущих эпизодах. Результат налицо: никто не поспорит, что проделана огромная художественная работа, включая костюмы актеров, декорации, спецэффекты и музыкальное сопровождение.
Критика зрителей была направлена, во-первых, на сокращение эпизодов, а во-вторых, на многочисленные творческие решения, которые были приняты сценаристами относительно сюжетных линий. Многие отмечали отсутствие логики и последовательности, а кто-то посчитал нераскрытыми многие детали сюжета.
Хочется отметить, что первые два эпизода все-таки сохранили тот характер, к которому мы привыкли в течение восьми лет существования шоу. Эти серии готовили нас к тому, что произойдет что-то немыслимое — Король Ночи принесет смерть, угрозу, чуть ли не конец света. При просмотре напряжение становится почти осязаемым.
Однако то, что называется кульминационным моментом, разочаровывает. Возможно, шоураннеры сделали ставку на то, что фанатам хотелось бы, чтобы их любимые персонажи выжили, но, по сравнению с тем мучительным ожиданием «конца света», это спасение выглядит совершенно нелогичным. Как бы жестоко это ни звучало, смерть многих героев принесла бы пользу третьему эпизоду, сделав его более трагичным и драматичным, а также показав нам истинную сущность Короля Ночи и опасность его армии.
Вместо этого мы увидели, как безымянные солдаты погибают под гнетом белых ходоков, а главные герои, которые дерутся вместе с ними, оказываются целы и невредимы. После таких сцен опасность, которую мы связывали с армией ночи, кажется искусственной. Весь бой выглядит фальшиво. Если в предыдущих крупных битвах «Игры престолов» (сражение за Черноводную бухту, Битва бастардов) общая драматургия подавалась нам через нескольких ключевых персонажей, то во время обороны Винтерфелла важных действующих лиц, требующих уделить им пару минут экранного времени, становится слишком много, и цельное повествование распадается на цепочку разрозненных эпизодов, каждый из которых по отдельности не успевает захватить внимание зрителя и вовлечь в происходящее на экране. Битва за Винтерфелл занимает всю третью серию, но впечатляющая продолжительность не делает ее интересной, ведь ход предыдущих сражений было трудно предугадать, а в этом бою режиссер Мигель Сапочник следует повторяющейся формуле: защитники замка героически отбиваются от орд мертвецов, несут потери, отступают на следующий оборонительный рубеж и снова начинают превозмогать.
Кроме того, после просмотра третьей серии многие зрители жаловались на то, что картинка получилась очень темной. Это вызвало волну мемов в социальных сетях, а наиболее креативные даже стали делать свою «осветленную» версию. На это у оператора Фабиана Вагнера нашлось оправдание: причиной темной картинки он назвал не качество съемки, а технику, которая не имеет должных настроек для просмотра таких шоу. Он также сослался на шоураннеров сериала, которые настояли на том, чтобы серия была темной. По их замыслу, это должно было придать битве за Винтерфелл определенное угнетающее настроение.
Возможно, авторы сюжета хотели объединить две несовместимые задачи — показать, что Король Ночи ужасен, жесток и опасен, но при этом сохранить главных героев для «аккуратного» финала. Фанаты «Игры престолов» знают, что это так не работает. Вестерос — это беспощадный мир, который неоднократно шокировал нас и показывал нам свою жестокость. Взять хотя бы такие события, как смерть Ренли, обезглавливание Неда Старка, взрыв Королевской гавани Серсеей и многое другое.
Был и другой спорный момент в этом сезоне — смерть Короля Ночи. Персонаж, который преподносился как абсолютное зло, погиб от юной девушки Арьи Старк. Конечно, эта героиня к финалу шоу стала искусной убийцей. Однако сцена убийства главаря белых ходоков все равно показалась многим полуправдой, будто от Короля Ночи ожидали чего-то большего.
Также многие отметили, что падение всей армии после смерти предводителя — это фэнтезийный штамп. Автор оригинальной серии «Песнь Льда и Пламени», по книгам которого снимались предыдущие сезоны, часто говорил, что его цель — сломать традиционные штампы этого жанра. Вполне возможно, что, если бы Джордж Р. Р. Мартин приложил руку к сценарию финальных серий, то действие развернулось бы совсем в другом направлении.
Актерам пришлось проделать очень тяжелую работу в финальном сезоне, чтобы придать нелогичным сюжетным моментам хоть капельку правдоподобности. Они действительно сделали все возможное — актерская игра в последних эпизодах была по-настоящему хороша. Арья Старк была той самой героиней, которая раскрывалась с каждым сезоном все лучше и лучше. Перемены в Дейнерис Таргариен и ее метания, несмотря на все события, также выглядели очень живо и впечатляюще.
В общем, исполнители постарались скрыть недостатки решений шоураннеров по поводу сюжета. Благодаря им «Игра престолов» — это до сих пор один из самых легендарных сериалов в головах и умах многих людей.
Я знаю смерть. У нее много лиц. Не терпится увидеть и это.
Неприятная правда: ничто не вечно.
Они идут. Наш враг не устает. Не останавливается, ничего не чувствует.
Я поклялся биться за живых и я хочу сдержать клятву.