Саша, я посмотрела трейлер сериала «Псих», и, судя по всему, проект будет интересный (в центре сюжета жизнь психолога, которого играет Константин Богомолов. — Прим. SRSLY). А ты сам хоть раз обращался к психологу?
Нет, пока что не обращался, но мне кажется, что скоро и это произойдет в моей жизни. Думаю, поход к психологу — один из признаков «взросления». Но в этом смысле «взросление» похоже на слово «диагноз». Почти все персонажи сериала «Псих» не в состоянии помочь самим себе, прислушаться к своим переживаниям и, как следствие, оказываются у «доброго доктора» Богомолова.
Но мой герой более свободен внутренне, он не ходит к психологу и думает лишь о самом важном для себя — творчестве и о самом себе.
Расскажи немного о своем персонаже.
Костя — художник, и больше всего на свете он хочет добиться признания. Еще он состоит в очень непростых отношениях с девушкой Верой (Елена Лядова), которая старше него. Их роман начался с взаимовыгодного эгоизма, а потом случилось первое столкновение интересов... Уже по ходу действия сериала станет понятно, была ли там изначально магия всеми любимой «любви» и как долго эти двое вообще продержатся вместе.
Сейчас так называемые «психи» — перепады настроения, моменты апатии — случаются у многих. Что бы ты сказал про себя?
Был период, когда у меня были панические атаки, внезапно появлялся дикий страх, что я умру от той или иной болезни. Со временем это прошло, и сейчас я понимаю: первопричина навязчивых мыслей была связана с проблемами личности.
От каких болезней ты умирал в мыслях?
Каждый день по-разному. Я мог ехать на спектакль, читать статью про то, как распознать инфаркт, и с каждой строчкой понимал, что у меня присутствуют все симптомы. Затем вызывал «скорую». То есть возникал какой-то первобытный страх, который буквально накрывал меня от макушки до пят. Вроде я осознавал, что все как-то глупо, но в то же время не мог не верить в это.
Врачи приезжали, осматривали меня, говорили, что я дурачок, и уезжали. Потом все считали меня наркоманом, потому что со мной почти каждый день случались эти «паники». Когда неудовлетворенности в жизни закончились, то прошли и атаки, от которых я страдал. То есть все это сошло на нет, как только я разобрался с личными проблемами. Специалист мне не понадобился.
Герой Константина Богомолова живет с мамой и никак не может устроить свою личную жизнь, что, в принципе, неудивительно. А ты сам в каком возрасте отделился от родителей?
Довольно-таки поздно. Мне тогда было 23 года. Последние пять лет я живу с друзьями, мы снимаем четырехкомнатную квартиру. До этого надо мной смеялись и говорили, что я маменькин сынок. Впрочем, это делали те самые друзья, которые впоследствии забрали меня к себе и стали моими новыми родителями. В общем, они меня подтолкнули к этому решению. А мама очень долго плакала после того, как я уехал.
Посмотрела твой документальный фильм «Кому на Руси жить хорошо». Расскажи, пожалуйста, как вообще возникла идея этого проекта?
Я не настолько талантливый, чтобы самому такое придумать. Идею предложил
Кирилл Серебренников, а кино сделал я. Вместе с Ярославским театром драмы им. Ф. Волкова мы (актеры «Гоголь-центра». —
Прим. SRSLY) должны были поставить спектакль «Кому на Руси жить хорошо». Нашу экспедицию повезли по некрасовским местам — тем же самым, по которым ездят герои поэмы Николая Некрасова. Только вместо этих пьяных мужиков собрались недохипстеры. Кирилл Семенович, зная, что я увлекаюсь видео, монтажом и съемками, предложил мне попробовать снять кино.
Получился очень контрастный подбор героев: священнослужители, пьяницы, инвалиды, бабушки. Само по себе так вышло?
В том-то и весь прикол, что, к сожалению, все эти архаичные образы, показанные в фильме, — действительно люди, которых мы встречали. Это не было запланированной акцией.
То есть, например, мы могли приехать в 11 утра в какой-то город, а там в траве валялся пьяный дядька, который двух слов связать не мог. Есть кадр, где напротив храма стоит дорогой джип. И все это происходит в городе-банкроте. «Мерседес» принадлежал настоятелю монастыря. Я оставил тот кадр в фильме, решил ничего не убирать. Потом, правда, кто-то из моих друзей сказал, что есть ощущение, будто мы специально подогнали джип, но это не так.
Мы ездили на мини-маршрутке с водителем и искали героев. Справа поле, слева поле, и вдруг заметили двух инвалидов, сидящих на автобусной остановке. Тормознули и поговорили с ними. У одного не было кистей, у другого — ног. Эти два персонажа ели колбасу, что-то пили и кормили кошку. Оказалось, что рядом, километрах в трех от того места, находился пансионат для преступников с инвалидностью, откуда они сбежали.
Еще я запомнила момент, когда один из священников на вопрос о том, от чего он может расхохотаться, ответил, что вообще не может этого сделать, потому что вся жизнь — искупление грехов, страдания… Ты согласен?
Нет. Тот человек был монахом, в прошлом спортсменом, чемпионом по борьбе. А потом у него в жизни, видимо, произошло что-то плохое, его перекрыло, и он от всего резко отказался. Да, можно убеждать себя, что в жизни ты должен отстрадать свое, чтобы там получить все самое хорошее. Это отличное оправдание всех наших социальных неудач и повод управлять людьми. Держать их в таком заблуждении очень выгодно. Ты платишь им маленькие пенсии, и они живут с покосившимися заборами. Хотя, наверно, мысли о том, что в раю будет все замечательно, отчасти успокаивают людей.
Лично тебя чья история тронула больше всего?
В конце есть глава «Счастливые» про бабушку и дедушку, которые поженились только три года назад. Они живут в разных домах, а их совместная жизнь заключается в том, что она приходит к нему свет погасить или хворост принести. Хотя там тоже есть подводные камни, просто у меня не получилось скрытно записать какие-то вещи.
В итоге кому на Руси жить хорошо?
Стеб и ирония произведения в том, что у этого вопроса, по сути, даже смысла нет. Это вопрос в бездну, потому что точного ответа не будет.
Твой фильм «Кислота» наделал много шума. Планируешь продолжать свои режиссерские эксперименты и снимать полный метр?
Наверное, да. У меня есть желание, но я просто не могу определиться с тем, про что хотел бы снять кино. А делать то, что первым придет в голову, как-то не хочется.
А что тебе в современном кино не нравится?
В кино мне все нравится. Сняв собственный фильм, я понял, что надо уважать чужой труд. Ранее об этом как-то не думал и все @#$сосил.
Это не значит, что я перестал негативно отзываться о чем-то, но теперь, по крайней мере, знаю, как это тяжело дается.
Кого бы ты мог назвать наиболее ярким представителем современного искусства до 45 лет?
Славу КПСС, а также группу Shortparis.
Чем любишь заниматься в свободное время? Что слушаешь, читаешь? Что тебе интересно?
Интересно придумывать себе каждый день новые имена, общаться со своим другом, режиссером Сашей Алябьевым, знакомиться с новыми людьми. Всего понемногу. С друзьями любим пересматривать старые фильмы. У меня есть проектор.
Если из нового, то не так давно был на «Кинотавре» и посмотрел фильм «Маша». Картина про 90-е, про которые снимают все, но здесь рассказ ведется от лица девочки. Она мечтает стать джазовой певицей, а вокруг нее происходят ужасные вещи. Такой взгляд на историю мне показался клевым. И учитывая, что это дебют режиссера Анастасии Пальчиковой, сделано круто и профессионально. Потом
Ваня Твердовский переосмыслил историю теракта на Дубровке и представил фильм
«Конференция». Тоже понравился.
А с театром как дела? Какие перспективы?
Театр пока не закрыли, но, возможно, сделают это. Пока информации нет. Сейчас спектакли идут очень редко и блоками. С весны три раза вышел на сцену, сыграл в «Мизантропе» и все.
Поделись ближайшими планами.
Сходить на обследование к врачам, бросить пить пиво и вернуться к духовному росту. Сейчас я ощущаю кризис духовного роста в себе и товарищах. Я вот задумываюсь о художественной литературе. Когда за окном пасмурно и идет дождь, самое то — сесть в кресло, взять книжку в мягком переплете и читать, что о тебе пишут в фейсбуке.