По аналитике, Таиланд стал лидером по числу сделок с недвижимостью среди российских покупателей. В этом году доля спроса на недвижимость в этой стране достигла 14%. Неудивительно, ведь инвестировать туда удобно, налоги низкие, а инфраструктура прекрасная. Не отстает и Бали: согласно последним исследованиям, спрос на недвижимость там подскочил на 47% по сравнению с началом года.
Грузия, которая заняла второе место по числу запросов, манит низким порогом входа, что делает ее привлекательной особенно для тех, кто ищет новое место под солнцем в свете геополитической ситуации. А вот ОАЭ, хотя и сохраняют интерес, теряют популярность из-за роста цен и конкуренции с другими направлениями.
Тем не менее, Дубай стал «второй Москвой» для многих россиян благодаря высоким стандартам жизни и безопасности. Александр Ревва, например, обзавелся апартаментами с обслуживанием в комплексе Address Beach Residences в Дубае. А Егор Крид не только купил шикарные апартаменты в этом престижном эмирате, но и получил резидентскую визу ОАЭ. Так что теперь он может находиться в стране от 1 года до 10 лет и наслаждаться всеми благами местной инфраструктуры. Его апартаменты расположены в одном из самых модных районов города, а сам Крид видит в покупке недвижимости не только комфорт, но и возможность зарабатывать на сдаче в аренду.
Но вернемся к тропикам. Гуру wellness Оля Маркес решилась на переезд на Бали. Изначально это было экспериментом: семья собиралась провести там год, и пока дети учились в местной международной школе, они в полной мере оценили атмосферу волшебного острова.
Семья Маркес выбрала виллу в Чангу с пятью спальнями — идеальное место для жизни, где йога и падел-корты стоят на каждом углу, а спорт для детей и взрослых, кажется, только нарастает.
«Мы решили переехать, но цены на аренду на Бали очень высокие. Посчитали, что если купим примерно такую же виллу, которую снимаем, то она окупится за шесть лет. Кстати, в Москве такие инвестиции возвращаются только на горизонте 25–30 лет. Мы захотели вложить деньги, чтобы иметь что-то свое. И на перспективе еще рассматриваем вариант сдачи в аренду», — рассказывает Оля.
Кроме того, Оля не намерена останавливаться на одном объекте: в планах — покупка недвижимости в Дубае и даже в Техасе, США. Семья рассчитывает на развитие экономики в этом регионе.
Причем, для покупки недвижимости сейчас не обязательно готовиться отстегнуть неподъемную сумму в надежде, что вложение окупится лет через десять. «Сейчас набирает популярность модель flexible ownership, когда можно купить часть объекта, например, 1/12 доли, и владеть объектом, как целым», — рассказывает Галия.
Тут все сразу предостерегают: flexible ownership это не то же самое, что timeshare. Таймшер возник в Европе в 60-х годах прошлого века среди среднего и высшего класса, у которых распространена традиция проводить отдых в одном и том же любимом месте. Суть таймшера сводится к тому, что человек заранее и со скидкой покупает период (обычно неделю или больше) пользования апартаментами, домом или виллой, расположенными на курорте с различными удобствами. То есть остановки в отелях становятся своего рода абонементом на 10 лет вперед. При этом таймшер не дает человеку право собственности. Обладатели таймшера не могут продать его на рынке недвижимости — за ними закреплено лишь право пользования плейсом в определенный период.
В противовес этим минусам flexible ownership позволяет наращивать капитализацию, жить и сдавать в аренду объект, когда не остаетесь на нем. Свою долю еще можно продать, когда нужно, объяснила Галия. «Классно, что у совладельцев таких объектов есть личный кабинет и календарь бронирования: они могут использовать его, как карманный Airbnb, бронировать свободные слоты тогда, когда удобно. Получается, что вместо одного объекта и складывания "всех яиц в одну корзину" можно владеть разными в любимых локациях по всему миру, защищаясь от возможных рисков диверсификацией. Например, политические изменения в какой-то стране могут повлиять на ликвидность объекта, поэтому всегда важно перестраховаться и иметь долю где-то еще, которая будет продолжать приносить прибыль», — отмечает Бердникова.