Обзоры, Кино — 11 октября 2024, 20:28

Эй, маяк! Дневник третий: призрак видеопроката, безудержный кутежник Стоянов и камео Мартиросяна

Маяк сделал полный оборот: фестиваль актуального кино завершился тем, с чего начался — с рассуждений о жизни и смерти.

В английском языке бытует выражение break a leg, аналогичное нашему «ни пуха, ни пера». И на съемках мистического триллера «Кинопленка №8» Кристина АсмусИнтерны», «Тетя Марта», «Обе две») на третьей смене в самом деле сломала ногу, да еще и со смещением, но удачи фильму это, кажется, не принесло — в Геленджике его приняли достаточно прохладно, а некоторые критики даже назвали картину Ильи Хотиненко («Асфальтовое солнце», «Настоящее будущее») одной из самых слабых работ конкурса. В любом случае нельзя не отметить актерского подвига Кристины, уже спустя несколько дней после операции вернувшейся на площадку и отыгравшей некоторые сцены в гипсе.


«Кинопленка №8» — это история про полузаброшенный кинотеатр «Луч», в котором в гиперболизированно лихие девяностые (ну а когда же еще) происходят очень странные дела (ba-dum-tss). Кинотеатром и видеопрокатом управляет мать-одиночка Маша (Асмус). Ее мужа завалили бандиты, но она боится рассказать сыну Саше (дебютант Валентин Мендельсон), что его папа умер. Теперь к Маше наведывается криминальный авторитет Егор Бочар (Даниил Воробьев, «Гром: Трудное детство», «Черная весна»), который с мефистофелевским обаянием окучивает одинокую женщину, предлагая ей дружбу и покровительство. Как и у братьев Даффер (братья-режиссеры, ответственные за сериал «Очень странные дела». — Прим. SRSLY), весь движ начинается с пропавшего мальчика — того самого Саши. Героиня Кристины думает, что Саню похитили люди Бочара, решившего перейти от уговоров к угрозам, но на самом деле мальчик, подобно Уиллу Байерсу, попал туда, где его не смогут найти ни пожарные, ни милиция.

Кадры из фильма «Кинопленка №8» Ильи Хотиненко

Картина Хотиненко начинается как криминальная драма, дальше ее кидает то в мистический триллер, то и вовсе в фарс. Ultimate bad guy в исполнении Воробьева получает травму челюсти и половину фильма ходит с забинтованным лицом — его дикция очень страдает, и подчиненные постоянно вынуждены переспрашивать, что же именно он имел в виду. Антагонист из угрозы превращается в посмешище. Потустороннее зло, сделанное для аутентичности с помощью спецэффектов из эпохи видеосалонов, не пугает тоже. В сухом остатке мы имеем путаный сюжет и Кристину Асмус, которая рвет жилы, чтобы вытянуть на себе фильм. И, стоит признать, у нее это почти получается.

У Александра Ханта (автор хита «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», 2017) в криминальной драмеди «Джекпот» тоже есть бандиты, но действие разворачивается уже в 2011 году на фоне катастрофы на АЭС «Фукусима-1». Главный герой, повар Игорь Хлебников (Максим Стоянов из «Юга» и свежего «Пришельца»), с тревогой следит по телевизору за развитием событий вокруг японской атомной электростанции, ведь у него в жизни ничего не происходит. Каждый день Игорь ходит на работу, готовит бургеры в забегаловке, а потом возвращается домой, где его пилит жена Лена (Ирина Пегова, «Прогулка»), отбирающая большую часть зарплаты. Поэтому, когда банкомат по ошибке выдает Игорю все свое содержимое, герой Стоянова первым делом принимает волевое решение не идти к жене. Вместо этого он тратит деньги на лук, как у Данилы из «Даешь молодежь!», элитный алкоголь и безудержный кутеж по заветам робота Бендера из «Футурамы» — с блэкджеком в подпольном казино и всем сопутствующим.

Кадры из драмеди «Джекпот» Александра Ханта

«Джекпот», как и «Кончится лето», рассказывает о том, как неправедно нажитое богатство попадает в руки человеку, не способному трезво оценить последствия своих действий. Хант подает эту историю в лихой и гротескной манере, сродни братьям Коэн. Игорю Хлебникову недостаточно просто облажаться, он непременно сделает это самым тупым и зрелищным способом. И при этом, сам себе роющий яму, он не вызывает раздражения, так как действует на позитивных вайбах — им движет простое и понятное желание хоть немного пожить по-человечески, полностью закрыв нижние уровни пирамиды Маслоу.


Последним фильмом вне конкурса стала драма «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе (режиссер «Шультеса», продюсер «Салюта-7»). Жизнь немолодого грузина Левана (дебютант Леван Гоголадзе) напоминает День сурка. Когда-то Леван был игроком в регби, но теперь он грустный скуф (да, снова он!) с диабетом, живущий на подачки от бывших одноклассников. Один из его друзей детства — Гиви, уехавший в Москву и ставший режиссером (его играет сам Бакур Бакурадзе), не хочет присылать деньги просто так и требует, чтобы Леван каждый день писал в гуглдоке страницу текста — не то блог, не то роман. Чтение этих литературных потуг подталкивает Гиви к мысли, что из истории Левана мог бы получиться фильм. А дальше — неожиданное камео Гарика Мартиросяна, который уговаривает режиссера не браться за авторское кино — мол, после 50 лет уже некогда размениваться на сомнительные эксперименты!

Кадры из фильма «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе

Скрепя сердце стоит признать, что, возможно, Гарик был прав (отметим, что Бакурадзе уже 55 лет). «Снег в моем дворе» — обаятельное, но удручающе неторопливое кино, при просмотре которого можно вывихнуть челюсть от мощных зевков. Леван сопит, пыхтит, переживает из-за смерти своей старой собаки, ворует шины на пару с приятелем, жалуется на жизнь и выслушивает нытье старого знакомого по видеосвязи. У него случаются маленькие радости и незначительные огорчения, но не происходит ничего значительного, цепляющего по-настоящему. Гоголадзе очень органично существует в кадре, однако аналогичный экспириенс можно получить, если выйти на улицу и два часа понаблюдать за бездомными.

«Маяк» продолжает освещать путь, указывать координаты и помогать обходить подводные камни современной киноиндустрии (а их, как мы знаем, — немало). Кстати, по гордым словам Стаса Тыркина, половина фильмов приехала на фестиваль, уже имея договоренности с прокатчиками. 


Фото: кадр из фильма «Джекпот»
Новости — 19:52, 11 октября
Постхор Attaque de panique выпустил свой первый альбом début.
Новости — 17:50, 11 октября
«Кончится лето» и «Джекпот»: II кинофестиваль «Маяк» объявил победителей
Новости — 15:48, 11 октября
Исповедь под мемфис-трэп: слушаем фит CAKEBOY & КлоуКома с Thomas Mraz
Новости — 13:46, 11 октября
Ткани на грани реальности, границы культурной апроприации и что любят инвесторы: рассказываем, чем запомнился II BRICS+ Fashion Summit
Новости — 11:44, 11 октября
У группы Intelligency вышел новый альбом The Ideals