Заключительные дни «Короче» би лайк: фильмы о безумных ученых и несчастной любви.
В 1954 году нейробиологи Джеймс Олдс и Питер Милнер поставили знаменитый эксперимент на крысах, которым в мозг вживили электроды, позволяющие при нажатии на рычаг напрямую стимулировать центр удовольствия. Эта история легла в основу короткометражной экшен-комедии Сергея Филатова «Кнопка». Отборщики фестиваля «Короче» Надежда Королева и Вадим Рутковский рассказали, что изначально собирались начать программу с этой работы, поскольку хотели, чтобы зритель получал от каждой картины щедрую дозу дофамина, но потом планы изменились, и в результате «Кнопка» открывала третий блок короткометражек.
Антон Филипенко и Настасья Самбурская в к/ф «Кнопка»
Фильм начинается с того, что Саша (Антон Филипенко, «Что делать женщине, если…», «Семейный бюджет») находит на пороге своей квартиры небольшую белую коробочку — в таких обычно обитают айфоны. Внутри находится прямоугольный гаджет, снабженный одной кнопкой. К нему прилагается инструкция без слов в стиле IKEA: нажми на кнопку — получишь результат (в виде оргазма). У Саши моментально развивается зависимость от этого девайса, он перестает выходить из дома или следить за собой и пытается разорвать отношения со своей девушкой Таней (Настасья Самбурская, «Престиж»), которая после этого приходит в гости, чтобы выяснить отношения, и разражается монологом о том, что человеку нужен человек. «Кнопка» за несколько минут препарирует природу зависимости и высмеивает охватившую общество тягу к быстрым удовольствиям (не случайно оргазмотрон имеет схожий со смартфоном форм-фактор!), но самая запоминающаяся часть фильма — это отлично поставленная драка между Сашей и Таней, где они активно используют подручные предметы и ловко швыряют друг друга во все стороны. Андрей Гайдулян и Валя Рубцова (бессменные звезды бесконечного сериала ТНТ «СашаТаня». — Прим. SRSLY), сможете повторить?
Кино — 26 августа, 19:33
Короче, часть вторая: поющая Полина Цыганова, клерки на на необитаемом острове и 40-летняя Дюймовочка
Некоторые последующие работы рассказывали о безумных ученых, которые вполне могли бы стать создателями гаджета из «Кнопки». Актер Руслан Герман из сериала «Пробуждение» (это его дебют в режиссуре) вместе с товарищем Артемием Бесединым привезли в Калининград 9-минутную короткометражку «Историю не изменить», по сути, представляющую собой иллюстрацию анекдота о попаданце. Молодой ученый (Михаил Шведов, «Пробуждение», «Ангел мести») отправляется в условные «навозные» века, чтобы при помощи зонтика-антенны и кнопочных мобильных телефонов ускорить технологический прогресс человечества. Однако конец оказывается немного предсказуем.
А вот Олег Рытов, опытный VFX-супервайзер, работавший над «Вторжением», «Вратарем Галактики», «Сердцем пармы» и еще много чем, снял гораздо более коротенькую непредсказуемую фантастическую комедию «Костя, не сейчас!» о nerd girl Даше (Мария Прокопьева, «Три капитана») и ее парне-нормисе Косте (Роман Михащук, «Естественный отбор», «Крепкие орешки»). Даша, не выходя из дома, занимается прорывными исследованиями и не хочет отвлекаться, даже когда Костя заявляет, что устал играть в одни ворота, и начинает собирать вещи. На их несчастье эксперименты Даши оказываются прорывными в самом прямом смысле: они прорывают пространственно-временной континуум и открывают портал в иное измерение (примерно как в первом сай-фай-шутере Half-Life). Из этого портала немедленно начинает лезть агрессивная электрическая форма жизни, с которой героям приходится сражаться при помощи смекалки и собранного на коленке шизотеха. Мария Прокопьева раздает вайбы Нила Патрика Харриса из Dr. Horrible's Sing-Along Blog (его вы можете его знать как легендарного Барни Стинсона из ситкома «Как я встретил вашу маму»), а ее партнер по кадру демонстрирует неплохую физическую комедию. Все это сопровождается выразительным Тесла-шоу (электрическая-световая-музыкальная программа. — Прим. SRSLY) — сказывается VFX-опыт Рытова.
Кадры из к/ф «Костя, не сейчас!»
Еще одного непонятого гения сыграл наш дорогой Никита Ефремов («Здоровый человек», «Нулевой пациент») в полнометражной сай-фай-драме «Реплика» от Амира Исаева, сделавшего себе карьеру как успешный режиссер рекламы крупных компаний (HP, Ozon, «Яндекс», «Мегамаркет», ВТБ и Сбер) с большими звездами (Полина Гагарина, Дмитрий Маликов, Азамат Мусагалиев и Милош Бикович). Это история об ученом по имени Антон (собственно Ефремов), вместе с братом Давидом (Владислав Ценёв, «Жить жизнь», «Медиатор») и его женой Верой (Софья Лебедева, «Тетрис», «Викинги: Вальхалла») запустившим стартап по достижению цифрового бессмертия в духе того, что мы недавно видели в Cyberpunk 2077. При помощи вживленных в голову электродов а-ля NeuralinkИлона Маска, вся память человека скачивается на жесткий диск, а потом в дело вступает нейросеть, имитирующая работу человеческого мозга и соединяющая разрозненные воспоминания в подобие полноценной личности. В результате мы получаем цифровую копию человеческого сознания, обитающую в своего рода виртуальном лимбе.
В реальном мире, вероятно, такой технологией прежде всего заинтересовались бы спецслужбы и правительственные организации, но у Амира Исаева единственным инвестором амбициозного стартапа становится сентиментальный олигарх (Юрий Цурило, «Хрусталев, машину!», «Казус Кукоцкого»), жаждущий оцифровать умирающую дочь Зою (11-летняя дебютантка Анастасия Корнич из сериала «Научная фантастика», похожая на Беллу Рэмси). Как и в сериале «Видоизмененный углерод» (2018–2020), эксперименты по переносу личности на внешний носитель вызывают острое неприятие у религиозных фанатиков, которые в «Реплике» изображены как маргинального вида протестанты, но этическая сторона вопроса в фильме проработана крайне небрежно. Режиссера куда больше занимают отношения между тремя главными героями.
Софья Лебедева и Никита Ефремов в фильме «Реплика»
Дело в том, что Антон давно влюблен в жену своего брата в исполнении Софьи Лебедевой, но намертво застрял у нее во френдзоне, ведь Давид — альфа-самец и визионер уровня Стива Джобса и Павла Дурова, а самому Антону отведена роль Стива Возняка (или, если хотите, Николая Дурова). Именно Вера становится первой подопытной, чье сознание должно быть загружено в специально разработанный суперкомпьютер. Но в процессе переноса во всем здании отключается свет и всем кажется, что эксперимент провалился. Только Антон знает, что перенос удался. Став втайне от всех обладателем «пиратской копии» личности Веры, он убеждает цифровую реплику, что является ее мужем.
Кино — 6 апреля 2023, 23:47
«Внутри я, наверное, бунтарка». Интервью с актрисой Софьей Лебедевой о Данте, снах на английском и упрямстве
Амир Исаев показывает, как Антон помогает разуму Веры собрать себя из осколков, узнает о ней то, что не знает даже муж, и все сильнее влюбляется в этого призрака. Признаем, в Софью Лебедеву сложно не влюбиться, но из заданных в первом акте вводных можно было слепить нечто значительно более глубокое и прорывное, чем банальный любовный треугольник с тупым углом на переднем плане.
Создается впечатление, что Амиру было интереснее снимать рекламные интеграции, нежели доводить до ума арки центральных персонажей.
Владислав Ценёв, Софья Лебедева и Никита Ефремов в фильме «Реплика»
Тем временем Антон Филипенко сыграл главную роль не только в коротыше «Кнопка», но и в полнометражной комедии «Говорит Земля!»Евгения Корчагина. «Короче» считается фестивалем короткометражного и дебютного кино, и «Говорит Земля!» — это дебют Евгения в полном метре, но совсем новичком назвать его никак нельзя: за плечами у Корчагина несколько короткометражных фильмов и опыт работы над сериалами «Война семей» (2019–2020) и «Просто Михалыч» (2022 – ...). Постановщик снял «экокомедию» о шахтере Стасе, который попал под завал вместе с экоактивисткой Леной (Ирина Горбачева, «Аритмия», «Чики») и после этого начал слышать голос Земли (Наталья Бондарь). Оказывается, наша планета обладает неплохим чувством юмора, шарит в мемах и собирается убить всех человеков. Не то что бы ей хотелось нас убивать, просто у Земли развилась аллергия на нашу бурную деятельность, и планета с трудом сдерживается от того, чтобы «чихнуть» — а после ее чиха от человечества останутся рожки да ножки.
Антон Филипенко и Ирина Горбачева в фильме «Говорит Земля!»
На протяжении многих веков Земля пыталась выйти на связь со многими выдающимися умами — Менделеевым, Ньютоном и даже с Юрием Лозой, но услышать ее смог только придурковатый шахтер, катающийся на сноуборде по угольным насыпям и мечтающий о домике у моря. Таким образом Стасян становится проводником воли планеты, эдаким городским шаманом, призывающим молнии и творящим чудеса в духе Брюса Всемогущего (привет Джиму Керри). Впрочем, несмотря на умение одним взмахом руки создавать в небе северное сияние, у Стаса не получается убедить скептиков — мало ли в мире людей, которые слышат голоса в голове?
«Говорит Земля!» вроде как вещает о хороших и правильных вещах — разумном потреблении, сортировке отходов и сокращении углеродного следа, но эти реплики режиссер вкладывает в уста не слишком симпатичных персонажей.
Если Лена выглядит просто благонамеренной балаболкой, то ее wannabe-бойфренд Кеша (Степан Девонин, «Один маленький ночной секрет», «Шапито-шоу») — жалкий нытик, который одевается как клоун и одним своим видом дискредитирует движение. Остальные экоактивисты в лучшем случае не имеют плана действий и могут только сотрясать воздух, а в худшем — просто делают деньги на актуальной повестке. Неудивительно, что на протяжении всего фильма герои не предпринимают ничего для спасения планеты — они одну шахту закрыть не могут, что уж говорить о решении глобальных проблем!
Елена Подкаминская и Ирина Горбачева в фильме «Говорит Земля!»
По мере приближения к финалу жанр все сильнее смещается в сторону социальной сатиры наподобие «Не смотрите наверх» (2021) с Леонардо ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс. Стас и Лена посещают прайм-таймовое ток-шоу, записывают видео с извинениями на фоне коричневой стены, выступают перед Генеральной Ассамблеей ООН и занимаются спасением мира через задницу (в прямом смысле!). При этом, режиссер с удовольствием показывает карикатуру на действующего президента США Джо Байдена. Правда, когда дело доходит до взаимодействия главных героев с представителями российской власти, юмор становится значительно более беззубым — хотя Елена Подкаминская («Кухня», «Жена олигарха») весьма убедительна в роли женщины-политика с президентскими амбициями.
Лена и Стас на протяжении всего фильма пытаются убедить людей пересесть на электромобили, закрыть вредные производства и начать сортировать мусор. В короткометражке Никиты Троценко (молодой постановщик посещал престижнейшую Школу искусств Тиша при Нью-Йоркском университете, был вольнослушателем у Сокурова, учился в мастерской С. А. Соловьева (под руководством Н. И. Лебедева) во ВГИКе) «Мусор» бытовые отходы тоже сулят гибель пускай не всему человечеству, а одному отдельно взятому человеку. Перспективный молодой игрок на бильярде Тарас (Матвей Полевой, «257 причин, чтобы жить») приходит в себя в недрах мусоровоза. Он понятия не имеет, как там оказался, поскольку накануне вечером изрядно перепил, да и в целом имеет дурную привычку хамить окружающим и занимать деньги у серьезных людей. К счастью, у Тараса под рукой есть телефон, и он может дозвониться до спасателей (сюжет фильма основан на реальном звонке, поступившем в службу спасения).
Свят Рогожан в к/ф «Мусор»
Александр Баширов в к/ф «Мусор»
Матвей Полевой в к/ф «Мусор»
«Мусор» — это вариация на тему «Погребенного заживо» (2010) с Райаном Рейнольдсом, но с мусоровозом вместо гроба. Герой пытается кричать и стучать по стенам, чтобы привлечь внимание водителя Виталия (Александр Баширов, «Асса», «Игла», «Хрусталев, машину!»), но ему не до Тараса — сегодня он посвящает в тайны пахучего ремесла неофита Степу (Свят Рогожан, «Трудные подростки»). В кабине звучат балабановские монологи о том, что мусорщики — суть пчелы, собирающие свой нектар по улицам города, а тем временем в кузове после каждой остановки пресс все сильнее утрамбовывает отходы, вжимая Тараса в стенку. Иронично, что спасти его могут только поднятые на уши сотрудники полиции — те самые, которых в народе порой называют «мусорами». Основная мысль о том, что человек неразумными поступками сам спускает свою жизнь в унитаз (вернее, выбрасывает себя на свалку), не нова, но переплетение нескольких сюжетных линий вкупе с постоянно растущим напряжением придают этой истории жуткое обаяние.
Главный калининградский кинофестиваль проводится уже в 12-й раз, но, несмотря на солидный стаж, он не стал чем-то застывшим и мертвым, как муха в янтаре. Как и прежде, «Короче» дышит энергией молодости, продолжает искать новые форматы и смыслы и помогает авторам обретать собственный голос.
Кино — 26 августа, 19:33
Короче, часть вторая: поющая Полина Цыганова, клерки на на необитаемом острове и 40-летняя Дюймовочка
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости — 13:49, 20 ноября
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 13:33, 20 ноября
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости — 12:38, 20 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»